Найти тему
Лаборатория Нектона

Зелёные дети (Вулпит. Великобритания)

Одна из легенд восточной Англии, повествует о том, что однажды, жители деревни Вулпит в графстве Суффолк, обнаружили в лесу, пару очень странно одетых детей, кожа которых, была зелёного цвета…

Считается, что эта загадочная история о неведомых пришельцах подземного мира, датируется первой половиной XII века н.э. и письменно изложена дважды, двумя разными авторами в разное время. В первый раз, примерно в 1189 году, историю о детях с зелёной кожей, упомянул хроникёр, монах Цистерианец, Ральф Коггесхельский (Ralph of Coggeshall) в своём манускрипте “Chronicon Anglicanum”, который охватил Британские летописные хроники с 1187 по 1224 год.

Однако, поскольку история эта на поверку, оказалась весьма запутанная и имеет некоторые связанные между собой события и публикации, мы традиционно не будем слепо прибегать к цитированию всего того, что уже “известно” про этот загадочный случай, а последовательно приступим к изучению непосредственно самого первоисточника.

Итак, обратимся к труду Ральфа Коггесхельского - “Chronicon Anglicanum”, где в главе под названием “De quodem puero et puela de terra emergentibus.” (мальчик и девочка с неизвестных краёв), автор описывает события, которые (возможно) имели место быть в местечке Св. Марии Вулпет (в оригинале, название места: Sanctam Mariam de Wulpetes).

Позволю себе, привести и оригинал текста на латыни, с моим вольным переводом, поскольку чуть позже нам будут очень необходимы детали происшествия, взятые из оригинального текста. Итак, деревня Вулпит, (предположительно) эпоха правления короля Стефана (Блуасского). На окраине деревни...

In- ventus est puer quidam cum sorore sua ab accolis loci illius juxta oram cujusdam fovese quae ibidem continetur, qui formam omnium membrorum cseteris hominibus similem habebant, sed in colore cutis ab omnibus mortalibus nostra habitabilis discrepabant. Nam tota superficies cutis eorum viridi colore tingebatur. Loquelam eorum nullus intelligere potuit.

Местные жители, обнаружили детей, брата и сестру на краю расселины. Они хоть и были странными, но не сильно отличались от простых смертных, разве что, зелёным оттенком кожи. Речь же их, никто понять не мог.

Далее, согласно текста хроники, загадочных “зелёных пришельцев” привели к местному помещику и судье Ричарду де`Кальне, где выяснилось что “зелёные дети” не едят обычную пищу, и только после того, как им показали, каким образом открываются стручки бобов, они с радостью приняли еду, которая показалась им знакомой. В свою очередь, что касается дальнейшей судьбы “загадочных пришельцев”, вновь обратимся к первоисточнику:

Puer vero semper quasi languore depressus infra breve tempus moritur. Puella vero sospitate continua perfruens,ac cibariis quibuslibet assuefacta, ilium prassinum colorem penitus amisit, atque sanguineam habitudinem totius corporis paulatim recuperavit.

Мальчик, был очень болезненный и вскоре погиб от тоски. Девушка же, пошла на поправку и вскоре, утратила свою зелёную окраску и все присущие ей телесные недуги крови.

Далее, автор описывает что дети пришли из подземного мира, где нет солнца, звёзд или луны а предметы излучают зелёный свет, достаточный для того что бы видеть. Любопытство, заставило их идти на звон колоколов, раздающийся откуда-то сверху, после чего, неожиданно для себя, дети оказались на краю пещеры, где их вскоре и сцапали местные жители деревни Вулпит. На этом, первое и увы.. единственное, письменное упоминание заканчивается.

Чистого текста, на полторы рукописные страницы и полное отсутствие детализированного описания одежды, анатомии или дальнейшей судьбы “зелёных детей”. А вот далее, начинается сплошная мистификация…

В 1965 году, некто Джон Маклин (John Macklin), в своей книге “Странные судьбы” (Strange Destinies), упоминает загадочное происшествие, которое якобы произошло в августе 1887 года, в окрестностях Испанского городка Банхос (Banjos), где местными жителями, была обнаружена пара весьма странных детей с зелёным цветом кожи. Практический во всех ключевых деталях, история описанная Джоном Маклином, “повторяет” уже известный читателю, летописный текст Ральфа Коггесхельского, за исключением разве что новомодных НЛО-шных приблуд, вроде странного разреза глаз (в те года, инопланетян изображали немного азиатами) или “металлической” одежды, что без сомнения, делало “зелёных детей”, модными в то время пришельцами из космоса. Дальнейшее изыскание, выявило и то, что текст Д.Маклина, практический целиком позаимствован из более ранней книги Томаса Кейтли (Thomas Keightley), “Волшебная Мифология” (Fairy Mythology) опубликованной в 1828 году.

Там же, возникает ссылка и на второе летописное упоминание о “детях Вулпита”, которое появляется в хрониках «Historia Rerum Anglicarum» монаха-Августинца Уильяма Ньюбергского (William of Newburgh), написанных около 1220 года.

Разве что, с небольшими изменениями в истории, так по второй версии - всё произошло, не в Вулпите, а в соседнем райцентре Бери-Сент-Эдмундс (Bury St. Edmund`s), а время событии, уже относят к времени правления короля Генриха II, к тому же вся история “приросла” новыми бытовыми подробностями, вроде замужества “зелёной” девушки за человека из города Кингс-Линн, её именем - Агнесс Барр (Agnes Barre), названием родины “зелёных людей” - землёй святого Мартина и даже описанием подробностей ткани диковинной одежды “зелёных детей”, сотканной из подобия листьев и весенней травы. И не смотря на то, что с конца 60-х годов прошлого столетия, и до сегодняшнего дня, эти красноречивые детали кочуют из книги в книгу в качестве чуть ли не исторических фактов, плохо тут только одно… Ничего подобного Уильям Ньюбергский в своем манускрипте “Historia Rerum Anglicarum” - не писал!

По крайней мере, автор этой заметки, изучил единственно полное собрание всех его летописных текстов “Collection of Histories” от Мартена и Дюрана, а так же внимательно прочёл оригинал манускрипта “Guilielmi Neubrigensis Historia, sive Chronica Rerum Anglicarum”, где действительно, в главе под названием “заметки Джона Пикарди” (Joannis Picardi Note) практический целиком и без каких либо новых деталей, Уильям Ньюбергский по-сути в точности копирует ранний текст Ральфа Коггесхельского, который я дословно приводил в начале этой заметки.

Сам же Уильям Ньюбергский, в качестве сноски к этой главе, совершенно открыто, упоминает что позаимствовал текст у “Ральфа, цистерцианского монаха из Коггесхела” и даже поправляет известные летописные названия места, где произошли описанные события - “Вульфпут” и “Хульпит(волчьи ямы), а так же датирует события правлением короля Генриха II (Henrici II) . P.S. - к слову, попытки отнести события к современной деревне Вулпит, носят весьма спорный характер.

Оригинал: “P. 91. l. io. Wulfputes] V. c. Hulpites. Radulphus Ciſtercienſis monachus ad Coggeſhalenfis Clauftri, Ulul petes, præterquam quod id referat ad Henrici II”

Итак, что мы имеем по факту: - Единственный оригинал этой истории, около 1189 года, записан хронистом Ральфом Коггесхельским, причём оригинальный текст на латыни, сложен достаточно кратко и без тех самых, “технологических” деталей, которые в качестве важного аргумента, используют любители поспорить о разночтениях в источниках.

Через три десятилетия, около 1220 года, хроники Ральфа, переписывает другой хронист, оставив первоначальный текст практический нетронутым последующие 600 лет. В 1828 году, эту историю в своей книге, “немного перевирает” Томас Кейтли, а в начале 60-х, текст Кейтли, практический без изменений, перекочует в книгу Джона Маклина, который изуродует первоначальный вариант событии в Вульпите, лихо сочинив фальшивую байку про “детей Банхоса” (Испания). В свою очередь с середины 60-х, все известные варианты этой истории, обрастая невероятными деталями описания одежды, внешнего вида и прочих “важных уточнений”, стали расползаться по разным изданиям в качестве общепринятого исторического факта.

Отдельно упомяну, что нам пришлось излазить весь пригород Барселоны, где якобы находилась деревня Банхос, в котором якобы происходили те самые события конца XVIII века. Здесь, нас ждал невероятный сюрприз! Местные энтузиасты-уфологи даже познакомили нас с некими “полными текстами” этой истории, правда не смогли вспомнить, откуда именно они взялись.

К примеру, в Испанском варианте, детей после дома местного судьи, доставили к местным учёным и врачам, которые установили что одежда изготовлена из “неизвестных на Земле волокон” (и это, в 1887 году!) а так же, удалось выявить анатомические отличия пришельцев - у них было одно лёгкое и отсутствовала поджелудочная железа. Авторы байки, так заигрались, что даже перетащили из оригинальной Вульпитской истории XII-го века, имя судьи (рыцаря) Ричарда де`Кальне (помните, я упомянул его в начале статьи?). Так что, я полагаю, вы сможете встретить еще много разных “полных текстов” этой истории, один ярче другого. Тем не менее, для всех желающих самостоятельно разобраться с легендой о “детях из Банхоса”, напомню что населённого пункта с названием Банхос (Banjos) в Каталонии не существует и похоже, что никогда не существовало, о чем свидетельствуют муниципальные журналы провинции в описях которых, такой населённый пункт не упоминается.

За пальму первенства быть тем самым “Банхосом”, с середины 80-х, отчаянно борются три городишки с похожими названиями.

Теперь, вероятно самое время поискать возможное рациональное объяснение событиям в Вульпите. Итак, Уильям Ньюбергский, относит события хроники, к временам правления короля Генриха II Плантагенета, кстати отца Ричарда Львиное сердце и печально знаменитого Иоанна Безземельного. Правил этот король 34 года, с 1154 по 1189 года, переняв трон после смерти узурпатора, короля Стефана.

Тем не менее, более ранняя летопись Ральфа Коггесхельского, который как мы выяснили, можно брать за основу, как раз отодвигает Вулпитские события в еще более раннюю эпоху правления короля Стефана (Блуасского), правившего с 1135 и до своей смерти в 1154. Таким образом, принимая во внимание оба летописных источника, можно сказать что описанные события могли происходить в период 1135-1189 годов (54 года).

Одну из достойных внимания версии произошедшего, предложил Пол Харрис (Paul Harris) в 1998 году. Дело в том, что король Генри II был человеком странным и весьма радикальным образом боролся с нелегальной эмиграцией, попросту вырезая общины фламандцев, заселяющих восточную Англию на протяжении всего XII века. Это было сродни развлечению. Одна из таких кровавых расправ и состоялась в 1173 году в соседствующем с Вулпитом, райцентре Бери-Сент-Эдмундс (Bury St. Edmunds), и как предположил Харрис, местные жители наткнулись в лесу на бежавших с места побоища детей. Разумеется, легко объясняется тот факт, что фламандский язык никто из местных не знал и речь этих детей никому не была понятна. Этим же можно объяснить странный для Бриттов, никогда не виданный фламандский наряд детей, но..  Версия Харриса никак не объясняет их странный зелёный цвет кожи, а так же рассказ девочки про “зелёные фонари” в подземном мире.

Иные версии, вращаются вокруг места появления детей - пещеры. Дело в том, что данный регион просто испещрён штольнями где с незапамятных времён, не всегда легально, добывали кремнии, медь и олово. В эту же пользу, говорит и упоминаемая мной поправка из текста Уильяма Ньюбергского, где современный Вулпит, он приводит как вариант от “Вульф-Пит” (Wulfputes), что можно перевести как “волчья яма” (под словом “пит”, так же имеется ввиду карьер или рудники).

Откровенно говоря, тяжело сказать насколько эффективна была разработка ископаемых в штольнях восточной Англии, но один медицинский факт, всё же проливает свет на возможное объяснение зелёного цвета кожи детей, в том случае, если они часть жизни провели на местных рудниках у входа в которые и были схвачены местными жителями. Дело в том, что при добыче олова и меди, неминуемый спутник руды, минерал - арсенопирит (FeAsS), являющийся исходной породой для добычи такого токсичного вещества, как МЫШЬЯК. Все соединения его - вызывают тяжёлые отравления.

симптомы отравления мышьяком
симптомы отравления мышьяком

Именно хроническое отравление мышьяком, придаёт коже специфический зелёный оттенок (гиперпигментацию) и “недуги крови” (я имею ввиду - гиперкератоз) упоминаемые Ральфом Коггесхельским в его хронике (в те времена, все дерматологические симптомы считались признаком “плохой крови”). Как следствие, прекращение контакта с ядом, солнечный свет и нормальная пища, вскоре привела к утрате зелёного оттенка и восстановление кожного покрова девушки.

Так или иначе, реальных обстоятельств этой истории мы уже не узнаем никогда, в силу неполного описания в оригинальном изложений. Всё что в наших силах - хотя бы не придумывать ничего, что не упомянуто в единственном первоисточнике.

Ну а я, на сим откланиваюсь и иду выкапывать из архивов, следующую легенду Англии, о которой расскажу в одной из следующих заметок на этом сайте.