Что заложено, то и заморожено: танцевальные архетипы и как они на нас влияют
На Руси ведь было как. Просвещенное меньшинство наших предков вожделели танцевания, имели для него и время, и средства, но с удовольствием была проблемка.
Во-первых, одежда. Женщинам лишний раз не вздохнуть в корсете, ноги путаются в юбках. У мужчин воротнички под самые челюсти и узкие сюртуки, руки высоко не поднимешь.
Во-вторых, бал - как торжественная линейка, все по расписанию: и танцы и партнерши. Больше трех раз с одной - ни-ни. И самое главное - страх тела. Не дай бог рукой прикоснуться к обнаженной коже. Только перчатки. Куча условностей раздувало эмоции, отсюда обмороки, дуэли...
Ну а темное большинство всласть танцевали только раз в жизни. Первый хоровод, первые весенние пляски, первый сеновал, свадьба, а потом - тяжелая крестьянская доля. С такой русской коллективной памятью мы вошли в 20 век.
Но это присказка, сказка впереди будет.
Архетипы, повлиявшие на наше отношение к танцу, надо искать, конечно, не в русской традиции. Она была прервана в советское время. Русский народный танец, каким представляет его большинство из нас - это результат работы балетмейстеров Большого театра в начале 20 века. Тогда государство культивировало идею “нового советского человека”, и культура движения у него должна была быть новая.
Основы нашего танцевального вкуса поищем на Пелопоннесе. Древние греки были теми еще танцевангелистами. Полуодетые, на своем полуострове, они незабвенно, служили Терпсихоре, но и тут не обошлось без правил и конфликта.
Повлияла наша любимая связка танец=секс.
В мифах Терпсихора называется подружкой Диониса, бога с выпуклыми чертами любителя поесть, выпить, потанцевать, ну и продолжить. Служители других богов Олимпа, в частности, Аполлона, скорее всего любили то же самое, но предпочитали вести себя менее откровенно. И сказали - МЫ ТАНЦУЕМ ДЛЯ КРАСОТЫ. А не для вот этого вашего плотского. В результате возникло деление: танец аполлонический (балет, модерн, постмодерн, контепморари), который про высокое, про искусство, про великую цель. И дионисийский, про удовольствие и развлечения.
Хотя если копать глубже, каждая танцевальная активность будет двойственной, одухотворенной и материальной.
подробнее об истории танца - http://arzamas.academy/authors/352