Недавно на одном из банковских сайтов появилась статься о том, что клиенты крупнейшего российского банка жалуются на то, что их не оповестили об изменениях условий привилегированного банковского обслуживания. В результате чего такое обслуживание стало платным
Как правило, в рамках премиального обслуживания банки , в том числе ВТБ, предоставляют клиентам следующий набор привилегий:
- индивидуальный менеджер и/или выделенная линия телефонного обслуживания;
- повышенные ставки по вкладам;
- выгодный курс обмена валют;
- возможность стать участником международной программы Priority Pass;
- страхование жизни и здоровья при выезде за рубеж;
- второе медицинское мнение и/или медицинские консультации on-line;
- услуг консьерж-сервис;
- выпуск и обслуживание премиальных карт международных платежных систем;
- правовое консультирование и т.д.
Вышеуказанный пакет услуг, по общему правилу, является платным, но если клиент соответствует определенным критериям, то пакет услуг может предоставляться на бесплатной основе. Критерии чаще всего касаются требований о поддержании определённого суммарного баланса денежных средств либо оборота по счетам в размере, установленном кредитной организацией. При этом банк может в одностороннем порядке изменить критерии, необходимые для бесплатного привилегированного обслуживания.
Например, ВТБ с 01 июля 2017 года увеличил размер суммарного баланса денежных средств, которые клиент должен размещать в кредитной организации, с 1,5 млн. рублей до 2 млн. рублей. Как указывают клиенты банк не уведомлял в индивидуальном порядке об изменении правил привилегированного обслуживания. Помочь клиентам защитить свои права может в п. 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой потребителей финансовых услуг» (утв. Президиумом ВС РФ 27.09.2017 года), согласно которому право банка на одностороннее изменение согласованных сторонами условий договора, не соответствует положениям ст. 310, 450, 452 ГК РФ.
Клиент может спорить одностороннее повышение тарифов в судебном порядке и взыскать, удержанные суммы комиссий, неустойки, штраф в пользу потребителя, а также возместить издержки на адвоката, если спор будет выигран.