Найти тему
Загадочный Петербург

Легенды метро Автово

Станция получила своё название по историческому району, в котором она расположена. Кстати, «Автово» — первая станция петербургского метро, получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности, в которой расположена.

В 1824-ом году произошло сильнейшее наводнение, которое почти полностью уничтожило деревню Автово.

По легенде, император Александр I объезжал деревни, пострадавшие от наводнения и посетил и это селение. Вокруг императора собрались крестьяне и начали жаловаться на свою судьбу. Александр вызвал одного старика и сказал тому поведать, кто как пострадал, что потерял от наводнения.

Старик начал говорить с характерным местным говором:

— «Батюшка, царь, у таво коров унесло, а у таво весь скарб, а у таво коней, а у таво дом, а у таво...»

— «Хорошо — сказал царь, — у того, у того, а у тебя-то что?»

По ещё одной похожей легенде старик сказал: 

«— Батюшка, царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво...»

На что царь ответил: «— Это всё у Афтова, а у других что погибло?»

После этого Александру объяснили, что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся над своей ошибкой и приказал на государственные деньги выстроить новую деревню и назвать её Аутово/Афтово.

Тем не менее, конечно же, это все легенды. Впервые деревня Аутова встречается еще в 1676-ом году на шведской карте.

Вероятнее всего, происходит название от финского «аутто» — оно означает «пустынный», либо «аутио» - «заброшенный». Помимо этой, есть версии, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя «овто» или от названия сачка «отава».

В 18-ом веке рядом с деревней заложили дорогу, которая связала Петербург с загородной резиденцией императоров — Петергофом. Скоро здесь появилась ямская слобода, начали строиться дачи, и место превратилось в престижную дачную местность.

Появление в 1801-ом году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, изменило судьбу района. Вокруг Путиловского завода, (сегодня -Кировского) построили бараки, общежития, превратившие престижный район в рабочую окраину.

Во время Второй мировой войны на месте вестибюля станции размещались артиллерийские батареи, штабы и тылы воинских частей. Уже с после войны продолжилась начавшаяся до войны застройка, а в 1955-ом году в район пришло метро.

Память о событиях и значимости района в годы Великой Отечественной войны отражена в названиях улиц - улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и ВОВ), улица Маршала Говорова, Маршала Жукова и т.д.

Подписывайтесь на канал "Загадочный Петербург", и мы будем открывать вам все необычные мифы, легенды и тайны нашего города.