Найти тему
RVLink.ru

Необычные фильтры для объектива: выбираем

Давайте посмотрим те фильтры для объектива, которые по-другому называют "эффектными". Необходимость ли это для фотографа? Нет. Практически всегда схожих результатов можно добиться средствами обработки. Это не касается, разве что фильтра против дымки. Однако применение подобных светофильтров помогает сделать необычные снимки, примеры которых можно посмотреть далее. Светофильтры, которые стоит изучить любому начинающему фотографу, смотрите здесь.

1. Цветной фильтр для объектива

Цветной фильтр для объектива. Он может быть как квадратным (не удивляйтесь), так и “традиционно” круглым. Сейчас используется крайне редко, потому как эффекта окраски в любой цвет можно добиться с использованием средств последующей обработки.

Если очень хочется попробовать, то можно заказать недорогие стекла китайского производства и узнать точнее, нужен ли вам цветной светофильтр.

Другое дело, когда речь идет о черно-белой съемке. Да, как ни удивительно, цветные фильтры - одни из лучших помощников фотографа,когда речь идет о монохромном кадре. Каждый цвет на снимку будет представлен своим оттенком серого. Скажем, красный выйдет темно-серым, голубой - светло-серым.

Прекрасный способов изменить светоконтраст - использовать цветной фильтр. Тогда цвет на фотографии, совпадающий с цветом стекла, получит более светлый оттенок, а дополняющий его цвет - более темный. Так, для желтого цвета дополняющим будет синий и наоборот. Для оранжевого - голубой, для фиолетового - сине-зеленый.

Пример для понимания принципа работы. Пытаемся мы сфотографировать красного  воздушного змея на голубом небе. Цвета являются друг к другу дополняющими. Если применить красный светофильтр,получим практически белого змея на практически черном небе. Применим голубой фильтр - получим четного змея и белый фон.  Применение фильтров различных цветов дает различный эффект. Пример цветного фильтра: Tiffen Red 29 На черно-белом снимку делает небо почти черным. Если на небе есть облака, получается сильный контраст.

Можно ли обойтись без цветного фильтра в черно-белой фотографии? Можно. Подобного эффекта можно достичь, снимая кадры в формате RAW и редактируя их через средства обработки Adobe PhotoshopAdobe Lightroom и им подобные.  

Фильтр против дымки (Haze-фильтр)

Фильтр против дымки, или, по-другому, Haze, можно поставить в одну группу с поляризационным и УФ-фильтром. Их цель - задержать ультрафиолетовое излучение и защитить объектив от каких-либо неблагоприятных воздействий (пыли, царапин, воды). Haze-фильтр действует куда сильнее, чем другие варианты, убирая почти 100% невидимого глазу излучения. Надо быть с этим осторожнее, ведь легкая дымка помогает фотографу создавать перспективу и получать необычные визуальные эффекты. Примеры: TIFFIN Haze-1 TIFFIN Haze 2A Marumi Haze UV Marumi MC-UV Heliopan UZ-Haze  

Дифракционный фильтр для объектива.

-3

Принцип действия этого светофильтра простой. Работает он только тогда, когда в кадр попадает один или несколько источников точечного света. Вот почему один из самых популярных сюжетов фотографий, снятый с помощью такого светофильтра, это улицы ночной города, где в кадре фонари или машины. Дифракционный фильтр создает эффект лучей, или раскрашивает источники света во все цвета радуги. Или делает все и сразу.

Звездный фильтр для объектива

Или по-другому, звезчатый. Это самая популярная разновидность дифракционных светофильтров.  Из источника света  создается “звездочка”, количество лучей которой напрямую зависит от объектива. Причем, чем ярче источник света, тем длиннее получатся лучи. > Как устроен подобный светофильтр для объектива? На стекло нанесены тонкие линии методом гравировки. Вращаем фильтр вокруг своей оси и получаем разное положение лучей относительно горизонта. Можно ли создать подобный эффект без покупки специального фильтра? Можно. С помощью программных средств это маловероятно, но при маленьком размере диафрагмы получается похожий эффект. Весь фокус в том, что диафрагма вашего зеркального фотоаппарата имеет лепестковую структуру. Так что смело зажимаем диафрагму (напомним: чем больше цифра на экране, тем меньше диафрагма и меньше количество попавшего в фотоаппарат света).  Для примера, в цифрах это значение может составлять F18 - F22. Кстати, число лучей, получившихся на снимке без фильтра будет равно удвоенному количеству лучей диафрагмы. Звездные фильтры и примеры их работы (примеры взяты с официальных сайтов производителей фильтров): COKIN 057 Star 4 HOYA Cross Screen MARUMI Cross Screen 4x    HAMA Cross Screen 8x COKIN 058 Star 2

Радужный фильтр для объектива

-5

Так же относится к семейству дифракционных фильтров и работает по аналогичному принципу: вокруг источника света создается радужное свечение.

Если эффект звездного фильтра сложно повторить с помощью программных средств, то здесь обратная ситуация. Однако, для создания художественных эффектов кому-то могут быть полезны данные фильтры. Примеры радужных фильтров: HOYA Rainbow Spot, MARUMI DR-36XSQ

 Фильтр боке

Это даже не фильтр, это маска. Фигурное боке не сложно сделать своими руками.

Боке - слово японское, и переводится как “Размытость, нечеткость”. Для чего нам может понадобится не четкое изображение, потеря части данных? Для выделения главного объекта съемки. Поэтому хороший эффект боке так ценится в портретной съемке.

Как получить этот эффект и как сделать его необычным? Во-первых, вам нужен светосильный объектив, желательно, с диафрагмой меньше f2. Использовать будем минимально возможное значение. Например, для объектива Sigma 50-100 mm  минимальное значение диафрагмы будет равным 1.8.

Повлиять на глубину резкости можно так же с помощью зума. Чем выше зум, тем более размытым станет фон вокруг объекта. Сейчас набирает популярность фигурное боке, для которого вам так же не нужны дорогостоящие приспособления.

Готовый набор из фигурных насадок на объектив можно купить за сравнительно небольшие деньги, либо просто сделать их своими руками.  

Инфракрасный светофильтр

Его применение - техническое и для создание интересных эффектов. Людям всегда было интересно увидеть что-то большее, что-то необычное. В наш век цифровой фотографии, когда грамотным качественным снимком сложно кого-то удивить, инфракрасные светофильтры дают возможность попробовать что-то новое.

Как он работает? Все, что имеет способность сохранять, накапливать или отражать инфракрасное излучение, становится белым. Как снимать с использованием инфракрасного фильтра? Это не быстрый процесс, поскольку стекло имеет низкую прозрачность, а значит, в зависимости от освещения, выдержка составит от 8 секунд и более. В результате у фотографа получается на руках темное фото в красных тонах, которое придется дорабатывать в фотошопе.

Стоимость такого фильтра достаточно высокая, однако, здесь есть варианты. Можно использовать кусок не проявленной фотопленки, которая поможет получить нужный эффект.

Инфракрасные светофильтры: B+W Pro 092 MRS 695 (ок. 8000 руб) Falcon Eyes IR 950 (ок. 1500 рублей) .

Макрофильтр

Макрофильтр - это линзы, сокращающие минимальное расстояние фокусировки объектива, что позволяет максимально приблизится к объекту съемки. В качестве побочного эффекта будет некоторая размытость по краям кадра, что допустимо, если вы фотографируете какой-то конкретный объект.

Для получения хорошей глубины резкости следует выставить значение диафрагмы не ниже, чем f 9.0 (чем больше, тем лучше). Добавляет линзу с эффектом макро с стандартному объективу - и получаем возможность попробовать себя в съемке крупным планом.
Примеры: Fujimi Close Up +10 Hoya Close Up Set (+1, +2, +4) Polaroid Close Up Set (+1, +2, +4, +10)  

Софт-фильтры или светофильтры с софт-эффектом

Фильтр для объектива с софт-эффектом или эффектом размытия - еще один вариант создания необычного снимка. Его действие заключается в размытии изображения, что-то вроде фильтра Blur в Adobe Photoshop.

Как работает подобный фильтр? Он использует различного рода препятствие на пути света, проходящего в объектив, что создает эффект легкого тумана.

Где может понадобится светофильтр? Например, при съемке портретов в ясный солнечный день, с резкими тенями и высоким контрастом. Редко кто получается симпатично при жестком свете, но если создать романтическую дымку - снимок заиграет в ином свете.
Примеры: Carl Zeiss Softar B+W Soft Pro Marumi Solky Soft A