Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой, когда после запуска нового продукта (сайта или приложения) пользователь не может с ним эффективно взаимодействовать? Ему сложно разобраться, как это работает и для чего нужно.
Так происходит потому, что в процессе создания мобильных приложений или веб-ресурсов дизайнеры не общаются с реальным потребителем продукта, а придумывают/представляют персонажей и их потребности.
Но проблема решается, как показывает опыт продакт-дизайнера Facebook Артура Бодольца.
Его метод работы мы и предлагаем вашему вниманию. Данная статья – перевод-конспект видео выступления Артура Бодольца.
Из нее вы узнаете:
- как найти людей, с которыми стоит говорить о продукте;
- как собирать реальные пользовательские истории;
- несколько способов тестирования продукта.
Справка:
Артур Бодолец (Arthur Bodolec) продакт-дизайнер Facebook, соучредитель и разработчик интерфейса веб-сервисов UX Archive и Feedly. Проектировал дизайн для Le Camping Startup Accelerator, Experientia. Число пользователей новостного агрегатора Feedly еще в 2013 году составило 12 млн. Аудитория FB в 2016 году составила 1,71 миллиарда человек.
«Слушайте, прежде чем проектировать», говорит дизайнер Facebook
Умение слушать пользователей – ключевой навык в проектировании дизайна Android и iOS приложений.
Почему это стоит делать? Начиная проект, вы действуете вслепую. Но у вас есть идея, разрабатывая которую вы постепенно понимаете, каким должен быть продукт, как должен выглядеть. Но через год запущенная новая программа не оправдывает ожидания и не выходит на IPO.
Пользователи скачивают приложение или заходят на сайт, но не понимают его назначения, не находят нужных функций. Только теперь проектировщик начинает изучать поведение аудитории, изменять алгоритм программы. И снова тратит время/деньги.
«Исследуйте поведение пользователей до начала кодирования и запуска проекта», советует соучредитель Feedly
Как это делает он сам? Личной методикой проектирования интерфейсов и взаимодействия с ЦА Артур Бодолец поделился в своем выступлении на встрече веб-дизайнеров. Состоит методика из 6 пунктов. Все советы – примеры из реального мира и просты в реализации.
1. Ищите людей для общения
Любой продукт нужно создавать для людей, существующих в реале, иначе проект не имеет смысла и не принесет прибыли.
Это могут быть:
- Друзья
Хорошо для начала и обсуждения идеи. Но ваш круг общения может не совпадать с целевой аудиторией проекта. Если создаете продукт для автовладельцев, а ваш друг никогда не водил собственное авто, то его мнение не будет для вас полезным. Собирайте мнения друзей, а затем выбирайте тех, кто может входить в ЦА проекта, а кто нет.
- Социальные медиа: Facebook, Twitter
Используйте аккаунты в соцсетях. Если уже опубликовали проект, попросите ваших подписчиков уделить 15 минут и оценить его. Пишите им письма и выясняйте, как и почему они используют ваш продукт, что работает в программе, а что нет.
- Доски объявлений или Craigslist
Используйте все источники, чтобы найти людей, которые могут испытать ваш продукт или обсудить его с вами. К примеру, известный сайт объявлений Сraigslist.org.
Это место, где с вашим продуктом еще никто не знаком, но есть его целевая аудитория. Там можно размещать небольшие задания.
Объявление выглядит так:
В заголовке нужно указать стоимость и суть задания. Люди будут понимать, что:
- они принимают участие в тестировании продукта;
- выполненное задание им оплатят.
В объявлении не говорите конкретно о продукте, но укажите, что:
- это займет столько-то времени;
- нужно подписать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации;
- будет вестись видеозапись.
Для украино- и русскоязычной аудитории можно использовать сайты фрилансеров и предложений по подработке.
Для получения заявок оптимально использовать форму Google на 5-10 вопросов. Это даст вам представление о потенциальной целевой аудитории. Чтобы отсеять нецелевую, важно задать правильные вопросы.
2. Выбирайте людей, с которыми хотите говорить
Составьте скрининг-лист. По релевантным критериям отберите людей, которых хотите услышать. И тогда у вас будут правильные вопросы в опроснике Google.
Пример 1.
Нужны пользователи, которые ничего не знают о Feedly.
Важно отследить, как они используют новостной агрегатор впервые. Если на заданный вопрос «Какие читалки вы используете?», человек отвечает «Feedly», его точно не включаете в опросный лист.
Пример 2.
Нужно исключить из опроса экспертов: дизайнеров, программистов, проджект-менеджеров. Потому что важно отследить сценарий поведения обычного пользователя.
Вопросы выглядят так:
Пошаговые действия:
- Вы формулируете требования к интервьюируемым людям, вносите вопросы в форму, публикуете.
- Получаете заявки.
- Выделяете наиболее интересные для вас.
- Задаете вопросы избранным авторам заявок.
- Тестируете продукт.
Можно использовать все инструменты поиска аудитории одновременно.
3. Собирайте реальные истории
До того, как начинать разработку под android, добавлять в программу необычные возможности и особые функции, соберите настоящие истории отобранных вами людей.
Не придумывайте пользователей, иначе рискуете разрабатывать дизайн для не существующих в реальности людей.
Фиксируйте реальные истории юзеров:
- Кто они?
- Какие у них потребности?
- Сколько у них детей?
- Есть ли машина, дом?
- Какими веб-продуктами и как пользуются? И т. д.
Всегда обращайтесь к реальным людям, задавайте им вопросы в ходе проектирования.
4. Как и какие вопросы задавать
Чтобы получить интересные истории, надо понять, кто ваши пользователи.
Артур Бодолец приводит свой алгоритм диалога, когда один вопрос приходится перефразировать 3 раза.
В: Использовали ли вы какие-либо сервисы до Feedly?
Важный вопрос: Почему вы используете Feedly? Или почему бы вы использовали наш продукт?
О: Чтобы читать все мои подписки в одном месте (ничем не помогает в дизайне).
В: Зачем вам читать все эти подписки?
О: О! Чтобы иметь доступ к этой информации (тоже неполезный).
В: Зачем вам важно иметь доступ к этой информации?
И только теперь пользователи говорят интересные вещи:
- Чтобы вдохновляться на новую книгу.
- Повысить мои профессиональные навыки.
- Знать о последних изменениях в законодательстве.
Продолжайте задавать почему-вопросы, потому что реальное представление о пользователе и о том, как он использует продукт, помогает вам создавать дизайн и функции для реальных нужд.
Слушайте внимательно и используйте всю информацию, которую дает пользователь. Цепляйте вопросы за ответы и узнавайте, как они видят ваш и другие продукты. Составляйте карту их восприятия.
Он использует Twitter? Спрашивайте: «Вы говорите, что используете Twitter, в чем разница между Twitter и Feedly? Почему вы используете оба сервиса?»
Подробные объяснения пользователя – очень полезные ответы для дизайнера:
«Feedly – это где я получаю информацию, Twitter – это где обсуждаю ее».
Спрашивайте:
- Что раздражает вас?
- Когда вы используете Feedly, какая одна вещь доставляет вам радость?
- Если бы вы могли добавить одну функцию, что бы это было?
В ответ на последний вопрос люди чаще всего называют незначительные функции. Чтобы услышать что-то неожиданное, забудьте о своем представлении о продукте, слушайте пользователя.
5. Придумываете новую фишку для программы – спросите о ней пользователей
Три вопроса вашим реальным юзерам помогут понять, стоит ли тратить время на прорисовку новой фишки в разработках под ios:
- Кто ваши пользователи, кем работают?
- Почему они используют продукт?
- Почему им нужно новое свойство программы?
В ответ вы получите реальные истории, демонстрирующие, как используется та или иная функция. Пусть таких специфических и реальных историй будет 10-20. Ключевые фразы повесьте на стену и держите перед глазами, когда создаете дизайн.
6. Как проверить продукт: три метода тестирования
В ходе создания мобильных приложений тестировать можно как существующий продукт, так и нарисованный макет. Важно получить обратную связь и понять, в правильном направлении вы двигаетесь или нет.
1) Метод открытий
Суть подхода в том, чтобы отследить сценарий первого взаимодействия человека с вашим продуктом. Помогает узнать, понимают ли пользователи ваш продукт или новую функцию.
Как работает:
Пользователь знакомится с продуктом, а проектировщик наблюдает, как участник тестирования разбирается в нем:
- пройдется ли по сценариям, заданным разработчиком;
- найдет ли ключевые функции.
Дизайнер не вмешивается в процесс тестирования. Отпустите пользователя в самостоятельное исследование, дайте ему возможность «заблудиться» и ничего не подсказывайте.
2) Метод особенностей
Заключается в проверке специфических особенностей. Попросите людей совершить определенные действия в вашем продукте:
- найти функцию;
- заказать услугу;
- изменить личную страницу и др.
Получится у них сделать это быстро, легко, интуитивно?
До интервью составьте список всего, что пользователю нужно сделать.
3) Открытия + особенности.
Комбинировать эти два метода – эффективно. Позвольте пользователям разбираться самостоятельно, ничего не говорите, затем давайте задания и спрашивайте.
Дайте инструкции. Важно, чтобы участники тестирования понимали:
- Нет ни правильных, ни неправильных действий. Они просто делают, как считают нужным.
- Они могут критиковать, потому что вам важно совершенствовать продукт.
- Они должны думать вслух, рассказывать, что хотят сделать и что при этом чувствуют.
- Изображение экрана устройства и звук будут записываться.
Что в это время делаете вы:
- Молчите и даете пользователям возможность «заблудиться».
- Сделали что-то не так? Спросите, почему они это сделали (не додумывайте, просто узнайте ответ!)
- Переходите от общих вопросов к узконаправленным.
- Объясняйте непонятное.
Акцентируйте внимание на двух вещах:
- «Ага» – момент догадки, когда люди видят что-то знакомое и понимают, что делать дальше.
- Ситуации, сбивающие с толку. Какие элементы интерфейса вводят пользователя в заблуждение?
Три способа проверить продукт
Android и iOS-приложения можно тестировать:
- В офисе интервью проводится с помощью спецустройств: нужен стол, камера типа GoPro на штативе и мобильное устройство с прототипом загруженного материала. Тестирование длится 30 мин. 1 час. Проходят его 5 человек, по одному в разное время.
- На удаленное интервью через скайп уйдет 15-30 минут. Найдите пользователей, которые будут помогать в тестировании. Разошлите им дизайн по скайпу и спросите: что они понимают из этого экрана? Просто показывайте скриншоты без кодинга и продакшена и спрашивайте.
- Используйте сервисы для тестирования продукта. К примеру, сервис usertesting.com делает весь процесс тестирования. Один нюанс: большинство таких сервисов работают на английском.
Стать написана и подготовлена компанией WOXAPP - разработка мобильных приложений для IOS и Android