Один из интереснейших аттракционов в центре Лондона - "Утиный тур" на американской амфибии времен Второй мировой войны. На четвертый день пребывания в Лондоне мне удалось познакомиться с этим туристическим продуктом. Не написав репортаж сразу я уже подзабыл многие технические подробности, так что расскажу то, что запомнил и о том, что можно собрать в открытых источниках. Аттракцион имеет свой сайт и при желании кое-какую информацию можно почерпнуть там.
В центре Лондона, рядом с Лондонским глазом - одним из крупнейших колес обозрения в мире, расположена площадка отправления амфибий на маршрут. Желто-синие странные машины издалека привлекают внимание жителей и гостей британской столицы. Расположение площадки в проходном месте не случайно, это элемент маркетинговой стратегии.
В отличии о слабых попыток организовать "катание на танке" в странах СНГ "Утиный тур" это коммерчески успешное и полностью легальное мероприятие с продуманным маркетингом, маршрутом, техническими тонкостями, обеспеченное соответствующими специалистами и инфраструктурой. По мере повествования я постараюсь раскрыть эти моменты.
В качестве транспортного средства для перевозки туристов используется около десятка переделанных американских амфибий DUKW-353. От этой абравиатуры означающей тип транспортного средства и пошло навание - "утки".
DUKW - код производителя, используемый корпорацией General Motors для определения различных транспортных средств. В этом случае он работает следующим образом;
D = Дата 1942 - первый год производства.
U = амфибия.
K = Привод ко всем колесам.
W = Двойные задние оси.
Сходство с Уткой является чисто случайным.
Серийный выпуск амфибий начали в 1941 (?) году. Это был первый в мире и крайне удачный серийный грузовик-амфибия, на нем впервые был реализован ряд неординарных технических решений, например, односкатные колеса и централизованная система управления давлением в шинах. Амфибии имели полный привод на все три оси и гребной винт для движения по водной поверхности. Это позволяло использовать их в условиях сильно пересеченной и болотистой местности, а главное, применять при десантных операциях. Грузоподъемность машины на суше составляет 2225 кг, в воде до трех тонн. Скорость 80 км/час на суше и 10 км/час на воде. Мощность бензинового двигателя 90 л/с, расход горючего 25 л на 100 км.
DUKW-353 в 1943-1944 годах поступал в Красную Армию по ленд-лизу и сыграли свою роль при форсировании Свири, Западной Двины и других водных артерий, существенно сократив потери в личном составе. В настоящий момент в США эксплуатируется около 215 таких машин. В частях британской морской пехоты DUKW-353 до сих пор стоит на вооружении, правда уже с дизельным двигателем.
Амфибии были незаменимы при десантных операциях и поражали своей универсальностью. Колесное шасси существенно удешевляло эксплуатацию и повышало скорость передвижения по суше.
Известны случаи транспортировки подобным способом самолетов. В послевоенный период проводились опыты по установке на амфибии подводных крыльев с целью увеличения скорости наплаву, но далее экспериментов эти работы не пошли. Из вооружения на каждой четвертой амфибии устанавливался крупнокалиберный пулемет. Источник
Ленд-лизовские амфибии полюбились в СССР, доказав свою боевую эфективность. В 1952 году в СССР началось серийное производство ЗИС-485 БАВ, аналогичного по конструкции DUKW-353, но с устраненными недостатками предшественника.
Обладая вместимостью в 28 человек десанта амфибия могла перевозить 2,5 тонный груза по суше и 3.5 тонный на плаву. На Брянском автозаводе машина выпускалась до 1962 года. Было выпущено чуть более 2000 единиц. Двигатель мощностью 110 л/с был заимствован от БТР-152, ряд агрегатов от ЗИС-151, позднее от ЗИЛ-157. С 90-х годов амфибию постепенно стали выводить из состава вооруженных сил, передавая в народное хозяйство.
За рубежом начиная с 1946 года различные туристиченские туры на амфибиях DUKW-353 получили широкое распространения примерно в 50-ти городах мира. Как правило, амфибии переделываются и приобретают вид забавных автобусов. Наличие крыши позволяет эксплуатировать транспорт в любую погоду, но значительно утяжаляет конструкцию, и повышает расположение центра тяжести. Наиболее близко к России амфибии эксплуатируются в Кракове и Берлине. Несмотря на строгие правила техники безопасности в последние годы участились аварии и трагические случаи при эксплуатации туристических амфибий. Несколько из них затонуло с человеческими жертвами (1 случай в США и 2 в Канаде). В 2013 году дважды тонули амфибии в Ливерпуле, но обошлось без человеческих жертв (у компании была отозвана лицензия). 29 сентября 2013 года амфибия загорелась на Темзе. Ее пассажирам пришлось прыгать в воду. Источник
Мне кажется, основная причина аварий, перетяжеление амфибий в результате максимальной загрузки и стремления обеспечить комфорт туристов при всепогодной эксплуатации путем надстройки слаона. Понятно почему не используют для этих же целей различные плавающие бронетранспортеры. Броневая защита делают машину тяжелой, а небольшой забронированный объем не позволяет размещать большое количество туристов.
Вот так выглядит наша "утка" под названием "Portia". Спереди отсутствует характерный щиток для защиты от волн, зато вместо него из прутьев сделана дополнительная защита, чтобы не пробить лодку в случае столкновения с препятствием. Глушитель и выхлопная труба вынесены высоко вверх
Оригинальный пост с обсуждением смотрите в моем ЖЖ starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
#Великобритания #Лондон #Речфлот