Найти тему
Media Kid

Как преподают молодые учителя

Оглавление

Современные технологии делают процесс обучения интерактивным, а значит, более интересным для детей. Так ли это на самом деле? 6 молодых учителей из разных городов России рассказали, используют ли они на уроках гаджеты и онлайн-сервисы, повышает ли это интерес к предмету и успеваемость, а также поделились мнением о современной системе школьного образования.

Полная версия текста доступна на сайте проекта Media Kid

Андрей Филиппов, Москва
Преподаёт географию в 5-9 классах  Школа №554
Участник проекта «Учитель для России»
Андрей Филиппов, Москва Преподаёт географию в 5-9 классах Школа №554 Участник проекта «Учитель для России»

Как я стал учителем? Я учился на факультете географии и геоэкологии Тверского университета, затем пошёл в аспирантуру и 6 лет проработал в университете: сначала лаборантом на кафедре, на которой учился, потом ассистентом, затем старшим преподавателем. С 2012 года работаю в школе. Первый раз это вышло случайно — знакомая учительница географии увольнялась и предложила мне пойти на её место. Я решил проверить себя, смогу или нет. Такой челлендж получился. Мне показалось, у меня стало получаться, и в итоге я уже 5 лет в школе. В 2015 году я прошёл отбор на участие в программе «Учитель для России» и устроился в московскую школу №554, где и работаю до сих пор.

Как мне помогают современные технологии? Начну хотя бы с того, что в московских школах уже нет бумажных журналов, только электронные. То есть современные технологии не просто помогают, они уже необходимы. Без компьютера и интернета жизнь учителя и ученика невозможна. И, конечно, на уроках я постоянно использую интернет, мультимедийную доску, показываю ребятам фильмы, обучающие видеоролики, презентации, изображения (схемы, графики, рисунки, таблицы).

Я знакомлю ребят с достоверными источниками информации. Это необходимо, потому что неподготовленный интернет-пользователь, особенно ребёнок, легко может в них запутаться. Избыток данных может затруднить процесс обучения. Отфильтровать информацию помогает знание проверенных источников и умение работать с ними. Зачем нам это на уроках географии? Статистические данные в социально-экономической географии меняются гораздо быстрее, чем в физической, поэтому информация в учебниках даже двух-трёхлетней давности часто не соответствует действительности. Так что на уроках в 8-10 классах нам с ребятами нужна свежая статистика. Пример надёжного источника в нашем случае — сайт Федеральной службы государственной статистики. Впервые знакомство с ним происходит в 8 классе при изучении темы «Население России». Затем в 9 — при изучении хозяйства регионов России, ученики уже самостоятельно находят необходимую информацию на сайте и обрабатывают её (строят графики, диаграммы и делают их анализ).

В нашей работе мы также обращаемся к различным сервисам, наглядно показывающим географические явления и процессы. Хороший пример — сайт Earth.nullschool.net. Он позволяет в режиме реального времени посмотреть скорость и направление ветра, температуру, влажность, давление воздуха, облачность и другие показатели в любой части света. Сервис даёт возможность посмотреть метеорологические показатели на ближайшие часы и дни. Эти данные помогут сделать собственный прогноз погоды и затем проследить его достоверность. Сайт полезен при изучении тем «Атмосфера и климат» (6-8 класс). Кстати, ещё один удобный инструмент для создания собственных прогнозов погоды является сервис Foreca. Он тоже позволяет наглядно посмотреть процесс перемещения воздушных масс и сделать прогноз погоды для своего населённого пункта.

Универсальными инструментами мне представляются сервисы, позволяющие посмотреть онлайн-трансляцию веб-камер из разных точек планеты. Эти сервисы — яркое дополнение к урокам географии, они удачно встраиваются во многие темы школьной программы (например, «Часовые зоны», страноведческие темы в 7 и 10 классах).

На уроках мы часто используем программу Google Earth. Это удобное дополнение к школьному атласу, настенным картам и глобусу. Сервис позволяет подробно рассмотреть любой участок земной поверхности, совершить виртуальное путешествие в любой город или на природный объект.

Ещё использую сервис thetruesize.com. С его помощью можно посмотреть реальные размеры материков, островов и стран. Зачем? Широко распространённые карты, построенные в проекции Меркатора, известны сильными искажениями площадей географических объектов. Зачастую у школьников, которые ими пользуются, возникает неверное восприятие размеров государств и континентов. Сервис позволяет перемещать по карте любую страну, остров или материк и наблюдать изменение его площади в зависимости от географической широты. К сервису мы обращаемся в 5 и 7 классах, изучая темы «Географическая карта» и «Карты материков и океанов».

Но и это ещё далеко не всё. Не обходятся наши уроки и без игр. Я уверен, что игровые технологии на уроках географии не только облегчают усвоение учебного материала, но также:
- дают новые возможности для развития творческих способностей учеников;
- повышают мотивацию к обучению;
- активизируют познавательную деятельность;
- формируют активную жизненную позицию в современном обществе.

Сейчас можно найти достаточно много географических онлайн-игр. Приведу несколько примеров.

Суть сетевой игры GeoGuessr — в идентификации географических объектов. Игра показывает кадр из панорам Google Maps и предлагает угадать, где он был сделан. Можно создавать игры/соревнования, в которых надо опознать 5 объектов в течение определённого времени. За правильные ответы начисляются баллы. Чтобы угадать объект, необходимо обращать внимание на природу, дома, дороги, прочие объекты инфраструктуры. Игра позволяет проверить знания как физической, так и социально-экономической географии. Кроме того, она подходит как учащимся 7-х классов (например, для закрепления темы «Природные зоны Африки» (Азии, Америки и т.д.)), так и для более старших классов.

Также в интернете сейчас можно найти очень много флеш-игр. Смысл их, как правило, сводится к идентификации географических объектов по карте. Использование подобных игр поможет при проверке географической номенклатуры. В играх обычно есть режим «на время», то есть можно организовать соревновательный момент.

Как реагируют дети? Обычно предложение поиграть в компьютерные игры приветствуется. Ребятам это близко. Такое домашнее задание с удовольствием выполняется и является хорошим примером совмещения приятного с полезным. И вообще подход с применением различных технологий им нравится. У них повышается мотвация к обучению, класс становится более активным во время занятий, повышается успеваемость (особенно у слабых учеников).

Как реагируют взрослые? Всё это моя инициатива, но коллеги и руководство поддерживают. А родители часто говорят слова благодарности. Но некоторые с подозрением относятся к домашним заданиям, если оно заключается в том, чтобы поиграть в компьютерную игру.

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? В принципе, сейчас мне хватает ноутбука, проектора и интернета.

Стал бы я что-то менять в современной системе школьного образования? Во многих школах нет соответствующего оборудования, а учителя зачастую не готовы использовать информационно-коммуникационные технологии, так как сами часто ими не владеют. И это проблема, хотя современный образовательный стандарт обязывает учителей развивать у детей ИК-компетенцию. Я считаю, что технологии уже неотъемлемая часть жизни детей. Она неразрывно связана с интернетом, компьютером, смартфоном. Им понятнее и легче, когда с ними разговаривают на их языке, используют привычные им средства. Однако я думаю, что любые образовательные технологии нужно использовать дозированно. Если я на каждом уроке буду играть в игры и показывать фильмы — ничего хорошего не будет.

Максим Козлов, Москва
Преподаёт химию в 6-11 классах.  Школа №1329
Максим Козлов, Москва Преподаёт химию в 6-11 классах. Школа №1329

Как я стал учителем? Когда учился в школе, я много участвовал в олимпиадах по химии, начиная от школьной и заканчивая международной. После школы интерес к олимпиадам остался, но участвовал я в них уже в другом качестве: помогал в подготовке сборной России к международной олимпиаде, а также в московском химлицее готовил сборную Москвы ко Всероссийской олимпиаде. Ещё мне предложили вести кружок в школе. Так я и стал преподавать.

Какие современные технологии помогают мне преподавать? В основном это медиадоски, где можно не только писать, но и показывать видео и презентации. Но сразу хочу сказать, что на уроках химии самое главное для детей — это увидеть опыты своими глазами, а не просто решать химические уравнения и теоретически представлять, какая может быть реакция при взаимодействии тех или иных элементов. Поэтому никакие видео не заменят обычные опыты.

Некоторые я, конечно, показываю детям сам, но множество других интересных вещей я в школе сделать не могу, потому что нельзя задействовать токсичные (ртуть, свинец), редкие (иридий) элементы или просто потому что реакции протекают со взрывом. Тут на помощь и приходят видеоролики с YouTube.

Ещё один пример интерактива с учениками — презентации. Так, недавно мы начали проходить химию элементов. Я по очереди задаю некоторым ученикам элемент, они делают презентации, находят фотографии, видео и всё это показывают в течение урока. Интересно, что инициатива делать презентации про элементы пошла от учеников — изначально я просто задал подготовить доклады, а они сами выбрали более интересный им формат.

Что касается внеурочного времени, то со старшеклассниками я часто общаюсь в «Вконтакте». Они задают разные вопросы, просят дополнительные задания, присылают что-то на проверку.

Как реагируют дети? Им такой подход определённо нравится: когда ещё посмотришь, как человек кусает кусок индия или кто-то взрывает несколько килограммов натрия. Несмотря на то, что ученики, конечно, больше всего ждут «живые» практикумы, они всегда радуются, когда я говорю, что «сегодня мы будем смотреть видео про…»

Некоторые ученики активно включились в поиск дополнительных материалов к урокам, и благодаря им я узнал про интересный канал на YouTube — Thoisoi. Теперь я его всем рекомендую. Здесь много разных опытов, которые я сам ни разу не проводил. К тому же всё неплохо смонтировано. Ещё советую ученикам мобильную игру Atomas, которая помогает быстрее запоминать названия и символы элементов.

Как реагируют взрослые? Какой-то особой реакции со стороны других преподавателей я не встречал. Да и ничего особо революционного я не делаю — не мне первому пришла в голову идея показывать видео на уроках. Родители же иногда просят найти бумажную версию электронных материалов, которые я давал на уроках (в подготовке к занятиям мне, конечно, часто помогает интернет — можно найти множество архивов с материалами и неплохими учебниками).

Что ещё может сделать мои уроки лучше и интереснее? Я думаю, что для естественных наук в целом и для химии в частности важнее всего практикумы и только потом цифровые технологии. Я слышал, что в некоторых школах есть онлайн-практикумы: ученики тыкают мышками на одно вещество, потом на другое, и что-то с ними происходит. Мне кажется, это неудачный вариант, потому что чаще всего там представлены опыты, которые можно провести и в школьных условиях. Я понимаю, что зачастую причина такого подхода — отсутствие в школе оборудования и реактивов. Тем не менее ученикам интересно смотреть видео только о чём-то действительно необычном, что в школе не сделать. Например, как из жидкого галлия получают кристаллы. Но им не будет интересно смотреть, как кто-то сливает два раствора и получает осадочек — это можно и нужно делать самим.

Стал бы я что-то менять в современной системе школьного образования?Кардинально нет, но мне кажется, что в современных учебниках слишком много упрощений, которые делают химию нелогичной, противоречивой и в итоге только всё усложняют. А ещё они совсем не годятся для глубоко изучения предмета и для подготовки к олимпиадам.

Читайте другие ответы на сайте проекта Media Kid