Как мы уже выяснили, проявления регресса у старшего ребенка после рождения младшего не являются проблемой или заболеванием. Это всего лишь способ реагирования на стресс. А значит и помощь ребенку должна быть направлена на уменьшение напряжения и снижение стресса. Отдых, сон, вкусная еда — что еще может нам в этом помочь?
Чем помочь старшему ребенку после рождения младшего
Нагрузка по силам. Движение — это жизнь, а физическая активность помогает нам снять напряжение и улучшает настроение. Кому-то из детей больше подойдет футбол или хоккей, а кому-то танцы. Кто-то предпочтет попрыгать на батуте или побегать в парке на свежем воздухе. Важно, чтобы ребенку это нравилось и давало выход эмоциям.
Расслабление. Важно чередовать активность и релакс, некоторым детям снять напряжения помогает массаж или специальное тяжелое (сенсорное) одеяло.
Физическая близость с любимыми и значимыми взрослыми — тактильные игры, объятия, поцелуи, возможность подольше посидеть на коленях, игры с элементами «мягкой школы».
Индивидуальное время — только с этим ребенком. «Но ведь я и так целый день с ним!» — могут подумать мама или папа. Однако важно не количество, а качество времени. Пусть это будет всего 30 минут, но чтобы вы занимались именно тем, чем захочет сын, играли по его правилам, и чтобы ничего вас не отвлекало.
Взрослому сложно бывает играть, не имея в голове определенного сценария или конкретной цели. Но если расслабиться и перестать все контролировать, то вполне можно получить удовольствие от такого совместного времяпрепровождения. Дети постарше могут предпочитать рисовать или мастерить что-то вместе со взрослыми, строить модели из конструктора. Важна ваша вовлеченность и хороший контакт между вами.
Игровая терапия поможет снять напряжение и в доступной ребенку форме обсудить сложные ситуации, с которыми столкнулась семья. Можно задействовать любимые игрушки или самим на время поменяться ролями — пусть взрослый будет ребенком (начнет театрально капризничать, ругаться, понарошку драться, не захочет есть кашу или идти на прогулку), а малыш возьмет роль мамы или папы.
Важно играть по сценарию ребенка, а не перетягивать инициативу на себя. Часто в игре дети находят отличные способы выхода из конфликтных ситуаций, хотя иногда может потребоваться помощь родителей (предложите способ выхода из конфликта, придумайте несколько вариантов компромисса, и пусть ребенок-мама выберет самый лучший). Заканчиваться каждая игра обязательно должна хорошо.
Можно поиграть в малыша: запеленайте ребенка, дайте ему попить из бутылочки или полежать в люльке, покачайте на ручках, покормите с ложечки. На все его попытки вылезти из пеленок и пойти куда-то отвечайте: «Подожди, ты ведь совсем маленький, ты еще не умеешь ходить! Что ты говоришь? Агу-агу? Ути мой милипусенький, как ты мило непонятно лопочешь». Задача этой игры не только в том, чтобы дать ребенку окунуться в заботу, но и в том, чтобы показать ему очевидные минусы младенчества: скучно все время лежать, никто тебя не понимает и т.п.
Арт-терапия: музыка, танец, рисунок — все виды творчества. Пусть ребенок сам выбирает, чем ему хочется заняться, под какую песню и как он будет двигаться, а может, он захочет прыгать и изображать диких животных? Лист формата А3 и широкие движения кистью от плеча — это как раз то, что нужно. Нет задачи чему-то научить ребенка в этот момент, и не стоит как-то оценивать его работу. Предоставьте маленькому человеку простор для творческого самовыражения.