Найти в Дзене
Калинчев

Поездка в Сталинград 1945 г.

Из серии "Воспитанные войной"

Моя мама во время войны работала на кафедре в МВТУ. И вот осенью 1945 г. война уже закончилась, институтом была организована туристическая поездка по Волге на теплоходе Москва – Астрахань. Ехали сотрудники и студенты. Мама меня взяла с собой. Корабль – «Вячеслав Молотов». Выходили мы на каждой пристани, в каждом городе. Но удивительно, ни чего не помню. Только Сталинград. А его до мелочей.

Таких ужасающих руин я не видела ни когда и больше, нигде. Все было одни руины. Держусь за мамину руку, и поднимаемся вверх. Это Мамаев курган.

-2

Нужно все время смотреть под ноги. Куда наступать. Повсюду камни, осколки, какое-то железо. Все разных размеров и еще острые. Трудно найти место, куда ногу поставить. Мы идем медленно, отстаем от всех.

-3

Поднимаемся наверх. Там тоже самое и больше, естественно ни чего другого нет. Одни осколки, камни. Когда с высоты оглянулась назад, то увидела уже руины самого города. Кто-то сзади сказал: «А это дом Павлова». Я нашла его глазами. Мне показалось, что там были целые стены. Но главное «Дом Павлова». Где-то рядом увидела вертикальную стену от 4 этажного дома. Одна стена и даже несколько оконных проемов сохранилось. А через эти оконные проемы небо видно.

Дом на сквозь просматривался. Непривычно. Как эта одна стена устояла? На меня эта стена сквозная еще больше впечатление произвел, чем дом Павлова.

Спускаемся к набережной. Центральная часть расчищена для транспорта. И вдруг прямо по центру идет колонна пленных немцев. Все в сером. Конвой вокруг них. Мы стоим, смотрим. И вдруг откуда-то сзади из колонны выскакивает пленный немец и орет: «Гитлер капут». Никто внимание на это не обратил. Тишина, как и была. Он обратно на место. Идут мимо нас.

Что еще в поездке на меня впечатление произвело. На всю жизнь так это студенты. Мне они казались очень взрослыми. Мне 10 лет было, а многие из них фронтовики. Одеты в еще не заношенные гимнастерки. Может даже многим и около 30 было. Трудно сейчас сказать.

Но было общее чувство от них уверенности. Какие-то они все правильные были. Спокойные. Такими, какими и должны люди быть. Это чувство на всегда осталось.

Еще теплыми вечерами они на палубе собирались. Садились в кружок и друг другу греческие мифы читали. Я всегда приходила к ним на палубу. Вставала рядом и слушала. Ни чего не запоминала, но смотрела. Так тепло и родно было. Теперь всегда, когда беру в руки книгу Куна, возвращаюсь мыслями к тем вечерам. К своему детству.

-4