Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Медицинский договор: подводные камни

Автор: Марк Каменщиков

Здоровье — фундаментальное благо для каждого из нас. Деградация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и сокращение объема лечебной помощи, предоставляемой государством бесплатно, а также низкое качество оказываемых таким образом услуг, делают обращение к платной медицине, в том числе и частной, неизбежным даже для малоимущих. Однако, недостаточно просто оплатить лечение, чтобы быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи.

Сотрудничая с правозащитными организациями, мне часто приходится сталкиваться с грубыми нарушениями прав и законных интересов пациентов со стороны медицинских учреждений. Иногда это приводит к дополнительным проблемам со здоровьем и даже к трагическим последствиям. Между тем, в ряде случаев пациенты могли бы предотвратить ущерб, проявив осмотрительность и здравый смысл на стадии заключения договора об оказании медицинских услуг. В данной статье я расскажу о некоторых подводных камнях этих договоров и дам конкретные советы как на них не напороться.

При оказании платных услуг юридическим основанием отношений пациента с медицинским учреждением (далее для краткости буду называть его клиникой) является договор об оказании медицинских услуг. От правильности его оформления зависит очень многое.

Во-первых, если в действиях клиники нет прямых и явных нарушений законодательства, любые претензии пациента должны основываться на тексте договора. Именно с точки зрения договора тогда будут рассматривать жалобу пациента контролирующие инстанции и суд.

Во-вторых, если уже на стадии заключения договора выясняется, что клиника составила текст соглашения с ошибками и недочетами, надо серьезно задуматься: а стоит ли иметь дело с подобной сомнительной конторой?

В-третьих, обыкновенно клиники представляют пациентам готовый документ по принципу «подписывай или проваливай». Договор может не содержать противоречий закону и быть юридически безупречным, но при этом невыгодным для пациента. Помните: пациент как сторона договора имеет право предложить поправки к соглашению! Клиника может отказаться от поправок. Пациент может отказаться от лечения в этой клинике и поискать альтернативу.

Рассмотрим наиболее частые примеры ущемления прав пациентов при заключении договоров на лечение как с нарушениями закона, так и юридически чистые.

1. Манипуляции со сроками. В правильно составленном договоре об оказании платных медицинских услуг должны содержаться четкие указания на три срока:
а) Срок действия самого договора (от даты заключения договора и до завершения отношения пациента с клиникой);

б) Срок лечения (от даты оказания первой предусмотренной договором медицинской услуги и до даты оказания последней предусмотренной договором медицинской услуги);

в) Сроки предоставления конкретных медицинских услуг (в виде дат предоставления каждой услуги).

Указанные сроки могут совпадать, но все равно должны прописываться отдельно. Очень важно убедиться в отсутствии противоречий между сроками. Клиники стандартно не любят определенности в дате завершения лечения, указывая, что ее невозможно предусмотреть заранее с календарной точностью. Врач, конечно, не может знать, когда пациент вылечится. Однако, это несущественное возражение, так как всегда можно продолжить лечение, заключив новый договор либо предусмотрев возможность пролонгации прежнего соглашения.

Чем чреваты манипуляции со сроками в договорах оказания медицинских услуг? Вот два реальных случая.

Клиника проводила рекламную акцию, в ходе которой пациентам предлагалось бесплатное наблюдение у специалиста раз в месяц в течение полугода после платного лечения. Срок лечения был указан в договоре только датой начала лечения и совпадал с датой заключения договора. Сроки предоставления услуг в договоре вообще не прописали. В итоге пациент, заинтересовавшись бонусом в виде бесплатного посещения врача, выбрал среди других именно эту клинику. Он прошел весьма дорогостоящий четырехмесячный курс лечения и обнаружил, что реально клиника готова предоставить ему лишь два бесплатных визита к врачу вместо шести, так как формулировка бонуса в договоре установила отсчет бесплатных посещений от даты начала лечения. То есть уже в период платного лечения пациент имел право на дополнительные бесплатные визиты к доктору, но не использовал их поскольку был введен в заблуждение юридическими тонкостями. Клиника уведомить его об особенностях заключенного договора, естественно, и не подумала.

В еще одном эпизоде из моей практики пациентка пыталась через суд взыскать с клиники возмещение за некачественно оказанную медицинскую (стоматологическую) помощь, но у нее ничего не вышло. Даты визитов, в ходе которых были оказаны некачественные услуги, в договоре не были прописаны. Никакими другими документами эти конкретные визиты в клинику не оформлялись. Оплата производилась пациенткой за все лечение оптом. Медицинских документов, отражающих факт оказания услуг, у нее на руках не имелось. Большую часть услуг клиника оказала качественно, саму реальность «некачественных» посещений врача отрицала и упорно настаивала, что пациентка одновременно получила некачественные услуги где-то еще. В итоге клинику наказали административно за нарушения при оформлении документации, но добиться возврата денег клиентке не удалось.

2. Сокрытие бесплатной альтернативы платному лечению.

Немногие знают, что не только государственные, но и частные медицинские организации при заключении договора на лечение обязаны сообщить о наличии бесплатных альтернатив в рамках программы государственных гарантий. Граждане в массе своей страдают правовой неграмотностью, этим активно пользуются коммерсанты от медицины. Не стесняйтесь спрашивать в частной клинике о возможности получить соответствующую услугу бесплатно от государства. Иначе можно потратиться буквально на пустом месте. Одна из обратившихся к нам пациенток потратила 20 тысяч рублей на анализы, которые имела право получить бесплатно как инвалид первой группы. Ни в муниципальной поликлинике, ни в частной лаборатории ее о возможности бесплатных анализов не уведомили.

3. Отсутствие информации о профессиональном образовании и квалификации врача.

Строго говоря, эту информацию клиники включать в текст договора не обязаны. Тем не менее, стоит поинтересоваться кто именно будет работать с пациентом. Это особенно важно в том случае, если пациент — ребенок. Детей должны лечить «детские», а не «взрослые» специалисты. Это не просто формальное требование придирчивых бюрократов. Детский организм имеет свои особенности, поэтому для эффективного оказания медпомощи ребенку специалист должен пройти особое обучение. Между тем, использование «взрослых» докторов вместо «детских» одно из наиболее частых нарушений в частных клиниках (особенно стоматологических). Мне однажды пришлось столкнуться с очень неприятным случаем, когда из-за недочетов в лечении, допущенных «взрослым» доктором, пострадало здоровье малыша. Родители добились возмещения и наказания виновных, но кто оценит в рублях здоровье ребенка?

4. Отказ от составления сметы.

Клиника по требованию пациента обязана составить смету планируемого лечения. Клиент должен ясно представлять потенциальный объем расходов, чтобы не начинать лечение, закончить которое будет не в состоянии. Очень часто эффективность лечения зависит от полноты курса и бесполезно бывает пройти только его часть. Так получилось с моим знакомым, рассчитывавшим со слов доктора на лечение за 15 тысяч рублей, а в итоге из-за различных обстоятельств столкнувшимся с увеличением конечных расходов до 28 тысяч рублей. Причем речь шла об оплате заранее запланированных услуг, а не о выявлении врачом необходимости какого-то дополнительного лечения. Клиника не составила смету и вообще пошла по пути разовых соглашений с пациентом. Итог закономерен: не закончив курс лечения, мой приятель потратил деньги впустую.

5. Навязывание дополнительных услуг, не предусмотренных договором.

Практика настолько общепринятая клиниками, что даже и примеров приводить не буду. Почти каждый, кто пользуется платными медицинскими услугами регулярно, хоть раз сталкивался с навязанным сервисом. При заключении договора пациенту необходимо потребовать исчерпывающую информацию обо всех планируемых услугах и настаивать на включении их в смету. В договоре следует указать, что, если предоставление какой-либо отмеченной в смете услуги окажется по решению врача заведомо невозможным без предоставления какой-либо иной услуги, не отмеченной в смете, то дополнительная услуга должна быть оказана за счет клиники. Конечно, большинство клиник не согласится внести подобный пункт в договор, но это лишь свидетельствует об их неготовности отказаться от мелкого мухлежа.

В заключение коснемся еще одного нюанса, связанного с договором на оказание медицинских услуг, а именно выдачи пациенту после лечения документов, удостоверяющих качество оказанных услуг. Обратите внимание на то, что клиника обязана предоставить документы, удостоверяющие состояние здоровья клиента после лечения, а не просто бухгалтерские отчеты и квитанции. В документах перечисляются оказанные услуги и фиксируются конкретные результаты лечения. Отказ в предоставлении пациенту таких документов является нарушением закона и требует немедленной реакции в виде жалобы надзорные инстанции.

Уважаемые медики! Знаю, что большинство из вас честные и преданные профессии люди. Не обижайтесь на мои советы пациентам. Они направлены не против вас, а на борьбу с мошенниками, позорящими чистоту белых халатов. Предупрежден значит вооружен.
Всем доброго здоровья!

Нравится статья? Помогите автору освободить время и создать условия для работы. Поддержите творчество Марка Каменщикова денежным переводом с пометкой "Для Марка Каменщикова".