После нападения на школьников и учительницу в школе № 127 прошло больше суток. В трагедии продолжают разбираться, выстраивая версии случившегося.
Вечером 15 января в школе до позднего вечера работал штаб. После этого трагедию пошагово разбирали с региональными властями и детским омбудсменом России.«АиФ-Прикамье» представляет взгляд события изнутри – глазами учителей и школьников.
Учителям школы запретили разглашать какую-либо информацию о произошедшем до полного выяснения обстоятельств. Корреспонденту «АиФ-Прикамье» удалось поговорить с некоторыми педагогами на условиях анонимности.
«Драки не было»
По основной версии властей и силовиков, трагедия в школе началась с бытовой драки двух подростков – выпускника девятого класса прошлого года и одиннадцатиклассника. Но, как рассказал один из учителей школы, педагог и ученики четвёртого «Б» не разнимали дерущихся подростков.
«Всё было не так, к сожалению. Парни не дрались между собой, а зашли в класс. Один из них стал наносить удары ножом учителю в шею. В это время она стояла у доски, спиной к двери (объясняла ученикам новый материал). Увидев происходящее, ученики испугались и побежали. В этот момент нападавшие стали махать ножами и ранили детей. А потом они нанесли ножевые ранения себе», – рассказывает сотрудник школы.
В школе обсуждают также причину нападения подростков на малышей. По одной из версий, ученики четвёртого класса застали подростков в туалете. Они заметили в руках взрослых ребят подозрительную бутылку (позже выяснилось, что с зажигательной смесью), о чём сообщили учителю. Преподаватель направилась к подозрительным молодым людям, стала выгонять их из туалета. Некоторые предполагают, что это и разозлило подростков, впоследствии ворвавшихся в класс и устроивших резню.
Некоторые родители и даже пострадавшие школьники подтвердили: на учеников напали, драку никто не разнимал. Очевидцы рассказывали журналистам различных СМИ, как подростки ударяли ножом учительницу, как один держал дверь, как одноклассники кинулись врассыпную по классу… но не всем удалось увернуться от нападавших. Сейчас в больницах до сих пор находится 12 человек – дети, учитель и два подростка 15 и 16 лет.
Тяга к агрессии
Нападение вызвало шок и критику, а также заставило задуматься о безопасности в школах и помощи сложным подросткам. Как выяснилось, предпосылок к последнему было достаточно.
Один из нападавших, бывший ученик школы, давно вышел из-под контроля взрослых. Некоторые ученики, а также знакомые подростка сообщили в социальных сетях и журналистам, что юноша употреблял наркотики и был агрессивным. Вскоре в соцсетях также появилось видео, записанное самим подростком. Там он в течение восьми минут употребляет подозрительное вещество и странно себя ведёт.
Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, на подростка ещё во времена его учёбы в школе № 127 собирали документы о девиантном поведении, пытались решить ситуацию. Однако родители не слышали педагогов.
«Его всё время «отмазывали» родители, писали в департамент образования жалобы на школу – утверждали, что школа «давит» на него», – вспоминает один из педагогов школы.
Как оказалось, в девятом классе, после которого подросток ушёл из образовательного учреждения, он учился по индивидуальной программе. Некоторые утверждают, что родители в последний учебный год в школе сами отвозили его в психиатрическую больницу из-за агрессивного поведения.
Второй подросток, участвовавший в нападении, некоторым педагогам казался скромным и тихим юношей. Однако, это впечатление оказалось обманчивым.
Под прессом
«Всё направлено только на тесты, на муниципальные задания, на рейтинг, сдачу ЕГЭ. Порой ничего не знают друг о друге ни учителя, ни сами одноклассники. Родители тащат бедных детей после школы к репетиторам, на курсы... Некоторые из ребят живут в своём «домике», как улитки…» – делится переживаниями один из пермских учителей.
«Самое важное – это влияние семьи. Именно родители формируют основные ценности, в том числе ценность жизни. Поэтому очень важно выстроить доверительные отношения с детьми, уделять особое внимание действиям сыновей и дочерей в социальных сетях».