Чем определяется оплата труда?
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи: Vkontakte или Facebook.
Считается, что заработная плата определяется рынком. И одна уважаемая начальница отдела кадров рисовала график — гауссово распределение зарплат на рынке. График показывает, что не совсем правильно предъявлять компании претензию, что она «мало» платит, если ты знаешь пару случаев, когда коллеги твоего уровня или даже немного меньше уровнем получают больше. Просто эти случаи попали в область «выше среднего». Это может быть везение, может быть по знакомству либо ещё сто причин. Если ты специалист, ты примерно представляешь средний уровень зарплат в своей области. И на первый взгляд кажется, что компании нет смысла платить «выше среднего» по рынку. На этот же график можно посмотреть с другой стороны. Он также показывает, что даже если твой работодатель честно платит «среднюю» по рынку труда зарплату, потенциально существует много возможностей заниматься той же самой работой за большие деньги, разница может быть и полтора и два раза. Сложность в том, что такие варианты гораздо реже встречаются.
Как работодатель привязывает к себе
Каждый нормальный работодатель стремиться сделать сотрудника более лояльным. Для этого придумано много много разных способов. Простые варианты, такие как корпоративы и тимбилдинги, бесплатные маршрутки и обеды. Более продвинутые варианты, такие как обучение за счёт компании или выдача кредита сотруднику. Чем больше ты привязываешься к данной компании, тем компании проще тебя удерживать. Зачем компании тебе платить «выше среднего», если ты всё равно даже не рассматриваешь вопрос покинуть «такую любимую» компанию. Могут быть эмоции в сторону определённых людей из коллектива. Эмоции в сторону работодателя обычно не очень хорошо. С работодателем у тебя юридические отношений, трудовой договор. А с конкретными людьми ты можешь сохранять отношения вне зависимости от того, где ты работаешь.
Зачем ходить по собеседованиям
Предположим, твой работодатель платит «среднюю» по рынку зарплату. Это работодатель тебе так сказал? Для того, чтобы в этом убедиться, желательно следить за рынком. А способы они известные: сайты вакансий и собеседования. При этом описания на сайтах часто не полностью отражают реальность, поэтому собеседования предпочтительно. Хорошо бы сюда прибавить обсуждения с коллегами из других компаний, но это не всегда возможно. Если ты убедился, что действительно на нормальном «среднем» уровне, вспомни раздел про размер оплаты труда. На рынке обязательно есть вакансии «выше среднего». Почему бы не попробовать их найти? Причём это не разовое действие, а постоянный процесс мониторинга рынка. И не обязательно даже на такие вакансии уходить, важно знать о существовании конкретных предложений. И уже с конкретными предложениями и фактами можно мотивировать текущего руководителя на повышение оплаты.
Гипотеза
Заработные платы на сайтах вакансий обычно «средние» по рынку. Шансов встретить заработную плату «выше» среднего через партнёров и знакомых больше. Ты продаёшь себя и тут применимы все стандартные советы для менеджеров по продажам. Больше контактов и хороших отношений с людьми в компании и за её пределами.
Тендер для работодателя
В идеальном честном мире рыночная цена определяется конкуренцией, тендером и аукционом. Перенеси это во взаимодействие с работодателем. Пусть всё будет прозрачно и открыто. Ты осознаёшь, что в определённой ситуации можешь покинуть компанию. Компания осознаёт, что в определённой ситуации ты можешь её покинуть. Главное, чтобы всем были чётно ясны критерии. Чтобы увольнение не происходило «неожиданно». Критерии известны → критерии не выполнились → сотрудник ушёл. Критерии известны → критерии выполняются → все довольны. Можно делиться с работодателем результатами собеседований. Если работодатель знает, что его предложение самое лучшее, он спокоен. Если работодатель в этом не уверен, он может действовать несколькими путями. Например, пытаться отговорить ходить на собеседования. Или просто не обращать внимания. Либо задать нормальный конструктивный вопрос, что тебе надо добавить для счастья? Пусть твой работодатель сделает лучшее на рынке предложение. Или это предложение тебе сделает кто-то другой.
Незаменимый сотрудник
Известная фраза, незаменимых людей нет. Вопрос в том, сколько стоит заменить сотрудника? Если найти сотрудника на рынке на твои задачи просто, а платить ему нужно будет столько же или даже меньше, то зачем с тобой обсуждать повышение оплаты? Ты либо будешь молча работать на текущем месте, либо молча уйдёшь на другую работу. Поэтому задача сотрудника — повышать свою ценность для работодателя. Может быть ты умеешь делать то, что другие не могут или им потребуется долго учиться. Или может у тебя есть знания, которые ты получил опытным путём, и которые слабо описаны. Или много других вариантов. Доверие к тебе в компании растёт со временем, а новому сотруднику не сразу можно доверять. Это как обратная сторона раздела про привязывание сотрудников к работодателю. Если работодатель привязан к тебе, ему сложнее тебя отпускать. Ему может быть банально дешевле повысить тебе оплату или дать другие льготы, чем тратить свои ресурсы на поиски и выбор нового сотрудника, тратить ресурсы на обучение нового сотрудника. И потом ждать, пока он полностью вольётся в компанию и будет выполнять твои функции на 100%. Только в случае ценного сотрудника возможны обсуждения с работодателем. Сделай так, чтобы ты был для работодателем лучшим выбором.
Уникальное торговое предложение
Работа по найму это взаимовыгодная продажа. Ты презентуешь себя и то что ты можешь дать работодателю, работодатель презентует себя и то что он может дать. Не только в момент приёма на работу, а в течении всего времени работы. Твои требования к работодателю со временем меняются, как меняются и требования работодателя к тебе. Работодатель сверяет, насколько ты удовлетворяешь его требованиям в данный момент, и ты сверяешь, насколько условия работодателя подходят под твои требования. И в случае отклонения от требований идёт коммуникация с целью прийти к общему решению. Почему ты должен работать именно в этой компании? Что особенного в предложении от этой компании? Почему компания выбирает именно этого сотрудника? Что особенного в этом сотруднике? Предложение должно быть таким, которое не сможет сделать другая компания или другой сотрудник. Тогда будет длительное взаимовыгодное сотрудничество.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи: Vkontakte или Facebook.
Автор статьи Сергей Поляков:
👉Предприниматель с 2010 года;
👉Владелец сети дошкольных детских центров в Москве с оборотом 40млн рублей по франшизе Бэби-клуб;
👉Автор проекта #Антихаос в учебном центре;
👉Достигал результата в сложнейших спортивных соревнованиях, таких как Ironman триатлон 226 км, беговой ультрамарафон в Сахаре Marathon des Sables 254 км и других;
👉Спикер INSIDE FRANCHISOR SUMMIT;
👉Благобегун фонда помощи сиротам Арифметика Добра.