Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Как выглядит советский агитфарфор

Оглавление

Выставка фарфора «Мы наш, мы новый мир построим…», приуроченная к 100-летию Октябрьской революции, проходит в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века». Более тысячи экспонатов из богатой коллекции музея отражают важные вехи истории Советского государства.

Скульптурная группа "Возвращение с охоты", 1970 г. Автор - А.Г. Сотников
Скульптурная группа "Возвращение с охоты", 1970 г. Автор - А.Г. Сотников

Гражданская война, послевоенные разруха и голод, ликвидация безграмотности, становление Советской власти на Востоке, НЭП, трудности первых пятилеток, индустриализация, физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», строительство Днепрогэс, канала Москва – Волга и московского метро, сталинская конституция, Великая Отечественная война – весь этот калейдоскоп событий нашёл своё воплощение в работах советских мастеров керамики.

Скульптура "С.М. Буденый на коне", 1951 г. Автор - А.Г. Сотников
Скульптура "С.М. Буденый на коне", 1951 г. Автор - А.Г. Сотников

Основная масса представленных предметов была создана на крупнейших фарфоровых предприятиях страны – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дулёвском и Дмитровском фарфоровых заводах.

Шедевры советского агитфарфора

Впечатляет собрание агитационного фарфора первых лет Советской власти - настоящее украшение выставки. Об этом явлении нужно сказать особо.

С первых своих дней агитфарфор оказался в числе самых передовых видов искусства молодой республики. Его появление было связано с бывшим Императорским фарфоровым заводом в Петрограде, который в 1918 году был переименован в «Государственный».

-3
-4

До революции завод ничего не производил на продажу, выполняя заказы исключительно царского двора, крайне консервативного в своих вкусах. Такой подход привёл к творческому застою на рубеже XIX и XX веков – особенно громким был провал ИФЗ на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Ситуация в корне изменилась сразу после Октябрьской революции, когда завод получил наказ «вырабатывать агитационный фарфор – революционный по содержанию, совершенный по форме, и безукоризненный по техническому исполнению». О том, насколько хорошо получилось выполнить эту задачу, говорит пристальный интерес коллекционеров и профильных музеев всего мира к советскому агитфарфору, а также многочисленные награды, завоеванные им в 20-е годы XX века на международных выставках. В какой-то момент фарфор даже превратился в прибыльную статью экспорта СССР.

Тарелка "Кто не работает, тот не ест", 1923 г. Автор - М.М. Адамович
Тарелка "Кто не работает, тот не ест", 1923 г. Автор - М.М. Адамович

Бесспорным творческим лидером ГФЗ в эти годы был ученик Ильи Репина Сергей Чехонин, ставший художественным руководителем завода в 1918 году. Блестящий рисовальщик и каллиграф, он сумел выработать свой неповторимый язык, перенося на поверхность фарфоровой тарелки революционные лозунги и призывы, эмблемы и символы молодой страны.

Тарелка с лозунгом Лассаля: "С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там внизу, среди сумятицы обыденной жизни", 1919 г. Автор рисунка - С.В. Чехонин
Тарелка с лозунгом Лассаля: "С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там внизу, среди сумятицы обыденной жизни", 1919 г. Автор рисунка - С.В. Чехонин

Среди других значительных имён того периода на выставке представлены работы скульпторов Василия Кузнецова и Натальи Данько, художников Рудольфа Вильде и Михаила Адамовича. Их имена, пожалуй, мало что скажут широкой публике, хотя скульптура той же Данько наверняка не раз попадала в фокус внимания наблюдательных завсегдатаев московского метрополитена. В 1936-1937 годах именно она разрабатывала насыщенное скульптурное убранство станции «Площадь Свердлова» (теперь – «Театральная»).

Скульптура "V-летие Красной Армии" , 1923 г. Автор - Н.Я. Данько
Скульптура "V-летие Красной Армии" , 1923 г. Автор - Н.Я. Данько

«Кто помнит Петроград тех лет – выщербленные пустыни мостовых, погружённые во тьму и холод безмолвные дома, в окнах – иглистые звёздочки – следы недавних пуль, тот вспомнит и витрину на проспекте 25 Октября. Там – на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы «Красные и белые». На большом блюде была надпись из цветов: «Мы превратим мир в цветущий сад», — вспоминала в 1938 году художник завода Елена Данько, родная сестра Натальи Данько.

Пробки Нэпманка, Нэпман, Кулак, 1924 г. Автор - Н.Я. Данько
Пробки Нэпманка, Нэпман, Кулак, 1924 г. Автор - Н.Я. Данько

И шахматы как символ Гражданской войны, и удивительные чехонинские тарелки с эмблемами Страны Советов, и многочисленные статуэтки с красногвардейцами, матросами, рабочими и крестьянами – всё это фарфоровое богатство представлено на выставке.

-9
-10
-11
-12
-13
-14
Комплект фигур из набора шахмат "Красные и белые" , 1933 г. Автор - Н.Я. Данько
Комплект фигур из набора шахмат "Красные и белые" , 1933 г. Автор - Н.Я. Данько

Авангард на службе революции

Ещё один интересный эпизод истории советского фарфора связан с поддержавшими революцию художниками-авангардистами. Среди них были Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин.

Так, абстракционист Кандинский перед отъездом из России в 1921 году сделал для петроградского завода несколько вариантов росписи, которые были использованы при изготовлении чайных сервизов.

-16

Тогда же на фарфоре возникают супрематические рисунки Малевича, чему во многом способствовало появление на ГФЗ его ближайших учеников Ильи Чашника и Николая Суетина. Последний оставался главным художником завода с 1932 года и до своей смерти в 1954-м.

-17

Тему русского авангарда на выставке поддерживают стенды с работами учащихся керамического факультета Высших художественно-технические мастерских (ВХУТЕМАС), а также современные реплики авангардных сервизов почти столетней давности — «Супрематический русский авангард», «Посвящение Кандинскому» и «Посвящение Малевичу».

Стоит отметить, что петроградский завод привлекал к сотрудничеству не только представителей авангардных течений – такие художники как Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Борис Кустодиев тоже внесли свою лепту в историю отечественного фарфора.

Портрет в керамике

Важной частью экспозиции являются многочисленные портреты государственных деятелей советской эпохи в пластике и декоре. «Эти и многие другие работы долгие годы хранились в запасниках в ожидании, когда зритель сможет оценить их высокие художественные достоинства вне довлеющего идеологического контекста эпохи, в которую они создавались», — говорится в музейной аннотации к выставке.

Работа мастеров фарфора над первыми бюстами началась ещё в 1918 году после того, как в стране был утверждён план «монументальной пропаганды» и принят на его основе декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Один из первенцев этой программы - бисквитный бюст Карла Маркса скульптора Кузнецова, на который можно посмотреть в Кусково.

-18

Среди тех, чьи портретные изображения покинули полки музейного хранилища, руководители первого в мире государства рабочих и крестьян Владимир Ленин, Николай Калинин, Сергей Киров, Анатолий Луначарский, видные военачальники и маршалы Советского Союза разных лет Семён Будённый, Климент Ворошилов, Георгий Жуков, Леонид Говоров.

Тарелка с портретом А.В. Луначарского с лозунгом: "К новой жизни через новую школу", 1921 г. Автор - А.Р. Голенкина
Тарелка с портретом А.В. Луначарского с лозунгом: "К новой жизни через новую школу", 1921 г. Автор - А.Р. Голенкина

Фарфоровая Лениниана – отдельная тема. Первый портрет Ильича в фарфоре был выполнен по фотографии художницей Алисой Голенкиной в 1919 году. Одним из немногих, кому было позволено рисовать вождя мирового пролетариата с натуры, был сотрудничавший с ЛФЗ авангардист Натан Альтман, автор известного портрета Анны Ахматовой.

Даже отъезд Чехонина из СССР иногда связывают с его «зловещим» портретом Ленина 1920 года, из-за которого художник якобы опасался преследований со стороны властей. Эта версия не подтверждена документально, но факт остаётся фактом: в 1928-м Чехонин выехал в командировку во Францию и так и остался за границей до конца своих дней.

Тарелка "Вперед по Ленинскому пути", 1924 г. Автор - С.В. Чехонин
Тарелка "Вперед по Ленинскому пути", 1924 г. Автор - С.В. Чехонин

На выставке довольно много разномасштабных изображений Иосифа Сталина – от миниатюрной статуэтки голосующего генералиссимуса до его фигуры почти в полный рост. Особняком стоит парная скульптура Сталина вместе с «Великим кормчим» Китая Мао Цзэдуном, рассказывающая о встрече двух мировых лидеров в Москве зимой 1949-1950 годов.

-21
Скульптурная композиция "Сталин голосует", 1949 г. Автор - А.Г. Сотников
Скульптурная композиция "Сталин голосует", 1949 г. Автор - А.Г. Сотников
Скульптурная группа "Сталин и Мао Цзэдун", 1951 г. Автор - Г.С. Шкловский
Скульптурная группа "Сталин и Мао Цзэдун", 1951 г. Автор - Г.С. Шкловский

Исторический калейдоскоп

Кроме тематического и жанрового разнообразия, выставка интересна ещё зафиксированными в фарфоре яркими эпизодами истории нашей страны. Например, фигурка водолаза под загадочным названием «Эпроновец». Кто сейчас вспомнит об «Экспедиции подводных работ особого назначения» — созданной в СССР в 1923 году организации для подъёма затонувших судов и подводных лодок?

-24

Многие ли назовут тройку лётчиков, осуществивших в 1937 году первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс? А тогда этим подвигом жила вся страна, тем более, что первая попытка окончилась неудачей. Не случайно рекордное достижение Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова было отражено в памятных вазах и чайных сервизах нескольких фарфоровых заводов страны.

-25
-26
-27

Интересна тема фарфоровых шахмат. Кроме уже упоминавшихся «Красных и белых» Данько, любопытно взглянуть на два набора фигур 1930-х годов. Оба были выполнены скульптором Елизаветой Трипольской. В первом, получившем название «Индустриализация и сельское хозяйство», ладьи превратились в силосные башни и газгольдеры, ферзи – в сборщицу урожая и женщину-шофёра, а короли – в тракториста и шахтёра. Другая её работа, «Туркменские шахматы», более традиционна, просто большинство фигур получило восточное прочтение – например, вместо слонов на шахматной доске появились верблюды.

Шахматы "Индустриализация и сельское хозяйство", 1930-е гг. Автор - Е.И. Трипольская
Шахматы "Индустриализация и сельское хозяйство", 1930-е гг. Автор - Е.И. Трипольская

Известно, что один набор «Туркменских шахмат» был подарен правительством СССР президенту США Франклину Рузвельту.

-29
Фигуры из набора "Туркменские шахматы", 1934 г. Автор - Е.И. Трипольская
Фигуры из набора "Туркменские шахматы", 1934 г. Автор - Е.И. Трипольская

Тему Красного Востока продолжает шикарный письменный набор из шести предметов со скульптурными фигурами под сложным названием «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана» 1936 года. Это ещё одна работа Натальи Данько, расписанная Алексеем Воробьевским. Политический подтекст здесь полностью теряется в богатом восточном колорите, а роскошь, окружающая узбекских колхозников, больше подошла бы персонажам сказок «Тысячи и одной ночи».

-31

Целый стенд выставки посвящён танцам народов СССР, да и вообще тема национальностей и народностей Советского Союза - одна из излюбленных у фарфористов 1950-1980-х годов.

Скульптурная группа "На фестивале", 1955 г. Автор - М.А. Максимченко
Скульптурная группа "На фестивале", 1955 г. Автор - М.А. Максимченко
Скульптурная композиция "Дружба во имя мира", 1951 г. Автор - А.Д. Бржезицкая
Скульптурная композиция "Дружба во имя мира", 1951 г. Автор - А.Д. Бржезицкая

Живым юмором пронизаны жанровые скульптурные композиции, сделанные на заводах в Дулёво и Вербилках. Они напрочь лишены патетики, присущей официальной скульптуре позднего СССР, напоминая героев рассказов Михаила Зощенко.

Скульптурная группа "Зубодер", 1953 г. Автор- С.М. Орлов
Скульптурная группа "Зубодер", 1953 г. Автор- С.М. Орлов
Скульптурная группа "Маникюр", 1954 г. Автор - Н.А. Малышева
Скульптурная группа "Маникюр", 1954 г. Автор - Н.А. Малышева

Выставка в Кусково – редкая возможность посмотреть на путь развития советского фарфора во всём его жанровом многообразии.

-36
Скульптурные группы "Ликбез" и"Ликбез по радио", 1932 г. Автор - Н.Я. Данько
Скульптурные группы "Ликбез" и"Ликбез по радио", 1932 г. Автор - Н.Я. Данько