Литература для профориентации — скучное словосочетание, не правда ли? А вот книга Елены Павловой «Укротители лимфоцитов и другие неофициальные лица» — совсем не скучная, хотя вполне себе выполняет вышеобозначенные функции: рассказывает студентам-медикам, биологам, генетикам и вообще всем интересующимся о том, что их ждет, если они решат отправиться работать в обычную научную лабораторию.
Книга представляет собой лабораторный блокнот, куда полагалось писать всякие занудные вещи, разделенные на три графы: «Проблема», «Решение», «Комментарий», но постепенно тетрадь стала своеобразным бумажным чатом для переписки. Судите сами:
«Негодяи! Кто вчера рассказал ребенку сказку про супергероя-клетку-убийцу?!! Г.»
«А что, разве плохая сказка?!!» (Левой рукой и без подписи.)
«Сказка даже слишком хорошая, ребенок рыдает, требует костюм — цитирую со слов ребенка — «супергероя-клетки — натуральной убийцы, которая своими ста рецепторами уничтожает любой вирус и злобного рака». Заметьте, ДО общения с вами из всех этих слов он знал только слово «супергерой». Габина».
«Неправда, я его тестировал, прежде чем сказку рассказать, словарь у него побогаче, чем у некоторых, не буду пальцем тыкать. И вообще, очень сообразительный ребенок». (Левой рукой, без подписи.)
А потом все это и вовсе превратилось в книгу. Которую смело можно рекомендовать школьникам и студентам, выбирающим будущую специализацию. После прочтения мне захотелось бросить всю эту скучную научную журналистику и срочно переучиться на генетика или микробиолога. Лаборатория — это не только шприцы, пробирки, реагенты, но ещё и люди, представленные в произведении Елены ранимыми, увлекающимися, немного странными, доброжелательными, но в общем-то совершенно живыми. Если вам приходилось общаться с учеными, то в некоторых персонажах можно найти черты своих знакомых.
Елена рассказывает о своей работе в отделении иммуногенетики чешской клиники, объясняя всё с ней произошедшее счастливым случаем и немножко муфлонами: «И вот, когда я, оплакивая себя, убогую, проходила мимо густых зарослей не то рябины, не то калины – чего-то по-весеннему голенького и немного в ягодах, – из кустов донеслось бухтение. — Если совести нет, то ее и не будет. Рога красивые, а ума ни на грош, смотри, какая булка, бери ее и отдай статью». Заинтригованы? Но речь идет, действительно, о самых настоящих муфлонах —диких баранах, которые полюбили лес, а ещё большие научные статьи, которыми можно было поживиться на территории больницы.
Клиника, где работала Елена, занимается трансплантацией органов при почечной недостаточности. И хотя это не совсем научпоп в его привычном виде, из книги мы узнаем, как происходят такие операции, что требуется или не требуется для донорстваи настолько быстро должен работать врач иммунолог, исследуя совместимость отдающего и принимающего почку. Кстати, в отличие от России, где, чтобы стать донором органов после смерти, нужно подписать некоторое количество бумаг, в Чехии человек становится таковым автоматически, а вот для отказа как раз нужно немного приобщиться к бюрократии. «Пациент, личность, которого не удалось установить, никогда не станет донором — ведь мы не можем проверить, не находится ли он случайно в списке отказников». А кроме того, даже если сам пациент согласен, но его близкие родственники чрезвычайно против, скорее всего, он так и останется при всех своих органах. Прижизненными донорами обычно становятся родные, но существует и такое понятие, как «родственный по духу», то есть лучший друг или подруга также может отдать частичку себя, но при этом обязательно нужно доказать, что они с реципиентом уже давно знакомы, общаются и вообще тепло относятся друг к другу. Все эти предосторожности нужны, чтобы исключить возможность торговли человеческими «запчастями» на черном рынке, потому что донорство, как вы понимаете, дело безвозмездное.
Добрососедские отношения, муфлоны, поедающие научные статьи, «ценнейшие» подарки на дни рождения и даже поездка на конференцию в Бразилию — все это описывается автором с потрясающим юмором и легкостью, а её коллеги предстают в образе милых, но подчас очень оригинальных людей, готовых всегда прийти на помощь ближнему.
Книга Елены Павловой «Укротители лимфоцитов и другие неофициальные лица» понравится тем, что с удовольствием прочитал «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Та же атмосфера веселья, чудаковатости и любви к работе. Несмотря на то, что автор пишет о лаборатории в Чехии, на её месте легко можно представить аналогичную в России. В СМИ часто пишут об «обшарпанных стенах» институтов, но это уже давно журналистский штамп, вроде «председатель совхоза трогает колосок мозолистой рукой» или «улыбается в пшеничные усы». Если зайти в успешный современный институт, то большинство стен там давно пахнут свежей краской, а в лаборатории мы можем увидеть вполне себе молодых ученых, прикручивающих, например, к ламповому микроскопу панель управления с тач-падом.
Юлия Позднякова