Конкурсная рецензия. Правила и условия конкурса читательских рецензий тут. Еще не поздно принять участие!
Автор: Андрей Горностаев
Рецензия на книгу Томаса Метцингера "Тоннель эго: наука о мозге и миф о своем я"
В последнее время на русском языке было издано некоторое количество книг о сознании (не говорю что много, но, похоже, больше, чем раньше). Об одной из них я сейчас расскажу.
Книга современного немецкого философа Томаса Метцингера "Тоннель эго: наука о мозге и миф о своем я" написана, по словам автора, для широкой публики. В ней он приводит обзор соответствующих научных и философских тем, а также знакомит читателя с тем, что он думает о действительно, по его мнению, важных проблемах современной науки о сознании.
В главе 1 формулируются шесть вопросов (проблем) на которые, по мнению автора должна отвечать теория сознания:
проблема Одного мира, или единство сознания;
проблема Сейчас, или явление переживаемого момента;
проблема Реальности, или почему мы рождаемся наивными реалистами;
проблема Невыразимости, или о чём мы никогда не сумеем сказать;
проблема Эволюции, или вопрос о том, для чего полезно сознание;
проблема Кто, или вопрос о том, что за сущность обладает сознательным опытом.
Трудной проблемы сознания автор касается лишь вскользь, не помню даже упоминается ли она как таковая. Справедливости ради следует отметить, что не все философы вообще признают такую постановку проблемы, но Метцингер не высказывается в книге по этому поводу, а, по сути, выносит её за скобки, хоть и говорит постоянно о феноменальном. Однако ж, в следующей главе он говорит, что ему нравится глубокая, по его словам, мысль о том, что квалиа в классическом понимании вовсе не существуют.
Глава 2 представляет собой обзор того, как современная наука пытается отвечать на вопросы, сформулированные в первой главе.
Во второй части рассматриваются различные темы: свобода воли, эмпатия и т.д.
К главам 2, 5 (об осознанных сновидениях) и 6 (об эмпатии) есть приложения, которые представляют собой беседы, соответственно, с Вольфом Зингером, Алланом Хобсоном и Витторио Галлезе - учёными, работающими в соответствующих областях.
Третья часть, "Революция сознания", в сущности, посвящена этическим проблемам. Даже глава про искусственные эго-машины рассматривает проблему в её этическом аспекте, причём не так, как обычно её сегодня рассматривают - что искуственный сверхинтеллект погубит человечество и так далее. Речь ведётся не об интеллекте и уровне интеллекта, а об искуственных сознающих субъектах, системах, обладающих феноменальными свойствами, и не просто обладающих такими свойствами, а ещё и "явленных себе". Автор полагает, что создавать их не следует, поскольку они будут способны страдать, и что в силу несовершенства человеческой техники первые машины такого рода страдали бы от функционального и репрезентационного дефицита. В главе приводится мысленный эксперимент, в котором создание таких машин сравнивается с использованием генной инженерии для выращивания умственно отсталых человеческих младенцев в научных целях.
Читая это, я думал о том, что люди постоянно занимаются производством новых существ, способных страдать, пусть и без генной инженерии, и не обязательно умственно отсталых. Во всяком случае, при нынешнем уровне развития науки, техники и медицины никто не застрахован от рождения умственно отсталых (что бы это ни значило) или страдающих от каких-то проблем со здоровьем детей. Здоровым тоже не гарантирована счастливая жизнь. В принципе, я здесь пишу не о том, как мы концептуализируем источники страдания, а о том что живые существа, рождая новых существ, порождают возможность страдания, и что в мире, в котором мы живём, со стопроцентной вероятностью эта возможность реализуется. Тем не менее люди рождают всё новые и новые поколения. Никто не спрашивает у нового человека, хочет ли он рождаться в этом мире, с этими генами, обстоятельствами жизни и т.д. А есть ещё животные... Метцингер не то чтобы совсем устраняется от этой темы, а обсуждает её в главах 7 и 8, но не так глубоко, как мне (и, может быть, кому-либо ещё из читателей) хотелось бы (впрочем, сколько можно впихнуть в книгу такого объёма?). Глава же 7, посвящённая искусственным эго-машинам, завершается забавной "беседой" "Человека" с "Первым постбиотическим философом", представляющей собой что-то вроде литературно-художественной вставки. Машины не уничтожают человечество, а отправляют в резервации, где "животные эго" будут счастливы, конечно же.
В главе 9 "Новая этика" рассматривается вопрос о том, какие состояния сознания считать благом, а какие - нет. Глава охватывает такие темы как уменьшение страдания, медитация и психическая автономия, психоактивные вещества и политика в отношении них и т.д. Предложение автора относительно того, что считать ценными состояниями сознания - это три принципа: уменьшение страдания, эпистемический потенциал и систематическое увеличение психической автономии. По его мнению в вопросах нормы нет экспертов и публичные дебаты на эту тему должны включать каждого.
Роль эпилога в книге играет очерк о духовности и интеллектуальной честности, представляющий собой резюме главной идеи публичной лекции автора на одной из конференций. В своих "Предварительных замечаниях" к очерку автор коснулся темы изменения климата(?), но самое ценное в них, на мой взгляд, обсуждение, пусть и краткое, пусть и на примере изменения климата, ситуаций при которых человек по психологическим причинам, в силу своей когнитивной структуры, упрямо поступает наперекор знанию, неспособен адекватно реагировать на некоторые вызовы, даже если интеллектуально способен постичь ожидаемые последствия.
Книга написана не заумно, читается легко, на русском языке издана издательством "АСТ" в серии "Золотой фонд науки", перевод качественный. Тут нет ни мутных кусков текста, которые вообще непонятно как можно было бы интерпретировать, столь популярных у некоторых философов, ни формальных логических обоснований в духе аналитической философии(поскольку книга немного не об этом; лучшими философами в области сознания автор считает как раз аналитиков). Впрочем, заявленная цель книги - познакомить читателя с соотвествующими областями науки и философии, а не сформулировать какие-то оригинальные идеи. И с этой целью автор, на мой взгляд, справился, НО, в силу обширности темы, приходилось осуществлять подбор тем, о чём автор в самом начале предупреждает. Некоторые места я перечитывал много раз - книга вызывает размышления. Вообще, эта книга стала одной из моих любимых книг о сознании и одной из моих любимых книг вообще. Рекомендую книгу всем, кого интересует сознание с философской, научной и даже, быть может, с духовной точки зрения. Однако в отношении религии автор занимает чёткую и жёсткую позицию, даже некоторые виды атеизма и агностицизма считая интеллектуально бесчестными.