Мои размышления были прерваны внезапным стуком в дверь каморки, где я пытался попить чаю. Ко мне заглянул взволнованный мужчина. Он забыл представиться и буквально сунул мне в руки какой-то листок бумаги, при том что-то протараторив. Спустя секунду он уже скрылся за дверью, оставив меня в полном замешательстве.
Из всего услышанного мне удалось разобрать лишь обрывки «..нашел у фрау...» и фамилию Бетховен. Взглянув на листок я понял, что это был оригинал знаменитого произведения «К Элизе» (Für Elise), с которым связана весьма таинственная и интересная история.
Людвиг ван Бетховен тянулся к музыке с самого детства. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл его отец и дед, бывшие, соответственно, тенором и капельмейстером в придворной капелле. Именно благодаря им он получил прекрасное образование, которое, вкупе с талантом, достаточно быстро принесли юному музыканту известность. Но, как вы наверное знаете, уже к тридцати Бетховен начал испытывать проблемы со слухом, а к концу жизни и вовсе оглох, что, впрочем, не помешало ему создать множество прекрасных произведений.
Одним из них и является уже упомянутая мной пьеса (послушайте, если не можете уловить, о какой именно мелодии я говорю), которая обрела известность лишь спустя 40 лет после смерти великого автора. Однако весьма велика вероятность, что изначально она носила абсолютно другое название.
Дело в том, что у Бетховена была дислексия, по крайней мере, так считают историки. Суть этой болезни в нарушении речи и, как следствии, письма. Вот и обнаруженную бумагу с нотами мелодии пришлось буквально расшифровывать. При этом Людвиг Ноль – музыкант, обнаруживший рукопись, во-первых, был больше увлечен восстановлением самой музыки, нежели ее названия (точнее, посвящения), а, во-вторых, вскоре после публикации собственной расшифровки каким-то образом потерял оригинал.
Подобная тайна не могла остаться незамеченной и личность неизвестной дамы, удостоившейся такого внимания, пытались выяснить многие историки. В одной из самых популярных версий фигурировала Елизавета Алексеевна – жена нашего императора Александра I. Впрочем, придерживались такого мнения далеко не все.
Так, например, историк Макс Унгер предположил, что на самом деле пьеса была посвящена Терезе Малфатти (на фото). И эта теория не лишена логики, ведь Малфатти не только была ученицей Бетховена, но и даже в 1810 году получила от него предложение руки и сердца. Впрочем, оно было отвергнуто, что и могло послужить толчком к созданию минорной мелодии, датированной, к слову, тем же годом. Также существуют доказательства, что оригинал рукописи хранился именно у Малфатти.
Однако это не помешало исследователю Мартину Копитцу выдвинуть предположение о том, что истинным адресатом была Элизабет Рёкель – хорошая подруга Бетховена, которую, согласно некоторым данным, друзья именовали именно Элизой. Возможно, это действительно было так, но объяснить, почему в этом случае рукопись хранилась у неразделенной любви автора я, например, не могу. И, похоже, истинное название и посвящение этого великого произведения нам уже не узнать никогда.
〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰
Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!