В последнее время очень часто слышу истории о том, как начинающие пилоты дронов расстаются со своими «питомцами» буквально с первых полётов. Позволю себе несколько советов, которые, возможно, кому-то помогут спасти аппарат. В основном, мои советы касаются дронов комании DJI.
1. Перед первым полётом прочтите инструкцию. Желательно, несколько раз. В управлении дроном, в принципе, нет ничего сложного, но нужно следовать правилам, если вы не собираетесь покупать новый дрон слишком часто. Очень много глупых ошибок происходит именно в первые полёты.
Для пробных полётов выберите спокойное место, вдали от людей, зданий, деревьев, с хорошей обзорностью. В идеале - поле вдали от населенных пунктов. Избегайте проводов, веток, и скоплений людей (и имейте в виду - после старта болшинство людей прибежит к вам посмотреть и поспрашивать - они же не знают, что вы начинающий пилот)
2. Проверяйте готовность дрона к полету. Любое предупреждение о проблемах лучше устранить перед взлетом. «А, подумаешь, компас барахлит, он же по GPS летает» может стать последней фразой для дрона.
3. Компас. Калибруйте его всякий раз, если вы приехали в новое место, существенно удаленное от прошлых точек старта. И тем более, если сам дрон об этом просит. Проблемой для компаса может стать взлет с металлических поверхностей, например с палубы корабля, или канализационного люка. Магнитные аномалии, как природные, так и естественные, тоже могут влиять на работу компаса. Например, у меня были проблемы с компасом в процессе полетов на заводе, где было много металлических трубопроводов. В высоких широтах (как на севере, так и на юге) проблемы и ошибки компаса могут быть вызваны солнечными бурями. Активное солнце – это не только красивое полярное сияние, но и проблемы с полетами.
4. Правильно задавайте «домашнюю точку». По умолчанию, дрон возвращается в точку старта. Но если вы перемещаетесь (например, на лодке или на автомобиле), лучше задать привязку к пульту. Отмечу, что в случае потери связи с дроном этот способ может не сработать.
Однажды мы с коллегой снимали с дрона китов в Гренландии. И в какой-то момент дрон перестал слушаться. Как будто остановился перед невидимой стеной. Оказалось, у него была задана максимальная удаленность от точки старта. А мы преследовали китов на корабле, и ушли слишком далеко от точки старта. Пришлось возвращаться и ловить дрон.
5. Следите за батарейкой. В большинстве случаев автоматика сама дает сигнал о том, что пора возвращаться. Но при этом не всегда учитываются условия полета. Например, вы летели по ветру, а обратно возвращаетесь против ветра. Всегда имейте запас батареи, особенно в местах, где сложно совершить аварийную посадку (море, деревья, город и т.д.)
6. Препятствия. Большинство современных дронов имеют датчики, позволяющие избегать столкновения с препятствиями. Они могут быть только спереди и снизу (как на Dji Mavic Pro), или дополнительно сзади и по бокам (как на Phantom 4 Pro). Боковые датчики, даже если они есть, активны не во всех режимах, имейте это в виду. Будьте очень внимательны при полетах назад, это очень частая причина столкновений дронов с препятствиями
Помните, что датчики видят далеко не любые препятствия. Мелкие объекты, такие как провода, ветки, сетки датчик может не распознать. Проверьте траекторию полета заранее. В темное время суток датчики также могут «видеть» плохо.
7. Визуальный контроль. Несмотря на то, что современные аппараты могут совершать полёты на большие расстояния, лучше всегда держать их в поле зрения. Во первых, в этом случае вам будет проще вернуть аппарат «домой» в ручном режиме. Вы скажете, что есть же автоматическая кнопка RTH, и дрон прилетит сам. Да, в теории так, и обычно эта кнопка работает. Но в моей практике случалось, что при нажатии RTH дрон начинал садится совсем не там, где планировалось, например на купол храма – ну, так ему больше нравилось.
Маленькие дроны контролировать визуально во время полета довольно сложно. Но если у вас будет напарник, вооруженный хотя бы слабеньким биноклем, задача упростится.
8. Автоматический возврат домой. Это отличная функция, спасшая немало дронов. Но имейте в виду, что полагаться на нее на 100% не стоит. Во-первых, заранее выставьте правильную высоту для возвращения. Она должна быть больше высоты деревьев и зданий на вероятном маршруте возвращения. В сети можно найти множество эпичных видео, когда дрон при автоматическом возврате влетает в скалы, здания, деревья. Датчики могут сработать не всегда. С другой стороны, если вы зададите избыточную высоту, например, 500 метров, то у вашего дрона может не хватить энергии на набор высоты и последующий спуск. Всегда будьте готовы к тому, чтобы взять управление полетом в свои руки. Кстати, отменить работу автоматики поможет кнопка «пауза» на пульте.
9. Вода. Мне до конца не понятно, почему, но дроны часто плохо ведут себя над водой. Избегайте полетов над большими водными пространствами. По меньшей мере, это спасет вас от посадки в воду.
10. Ветер. Не летайте, если ветер сильный, или порывистый. Резкие порывы ветра могут опрокинуть дрон. Сильный ветер может стать серьезным препятствием, если вы летите против ветра.
11. Холод. Номинально дроны могут летать только в теплую погоду. На самом деле, можно успешно отлетать и в -30, но если с вашим дроном что-то случится при минусовых температурах,
вы теряете гарантию (в том числе, если дрон разбился при температуре ниже нуля)
12. Помехи и «глушилки». Дрон управлятся по радиоканалу. А это значит, что и радиопомехи на него действуют. Например, в городе при засоренном эфире ваш летучий друг может неуверенно принимать сигнал уже на 100 метрах, а то и на 50. В этом случае лучше всего вернуться назад, пока не возникли проблемы. Во многих местах сейчас установлены «глушилки». Такие устройства могут блокировать или подменять сигнал спутниуов или пульта управления. При первых признаках проблемы лучше всего переключиться в ручной или спортивный режим, и вернуть аппарат к точке старта вручную.
13. Зависшее приложение. Если вы управляете дроном с телефона или планшета, такое может случиться. Не паникуйте. Убедитесь, что дрон не совершает опасного маневра, не улетает от вас, и не летит в здания или деревья. Попробуйте перезапустить приложение телефон, вынуть и вставить обратно провод. Если эти меры не помогают, попробуйте посадить дрон визуально, или воспользуйтесь кнопкой возврата RTH.
Я рассмотрел далеко не все возможные проблемы, но наиболее частые. Будьте аккуратны и внимательны при запуске дронов, соблюдайте правила полетов. Не рискуйте, и помните, что для достижения мастерства нужна регулярная тренировка.