Часто я слышал от преподавателей и просто посторонних людей, что вот раньше то учили и учились лучше! А сейчас студенты лодыри и ничего не знают. Что ж...меня тоже интересовал этот вопрос и однажды я оказался на приеме вместе с доктором, которая училась в нашем же университете, только под конец существования СССР. И я задал ей несколько вопросов на эту тему. Если сравнивать то время и наше, то сейчас все же делается упор на технологический скачок в медицине, появление новых препаратов. Нынешние студенты разбираются в современных методах лечения, о которых в то время никто и не слышал. Но это скорее не качество образования, а следование в ногу с прогрессом. Что же касается конкретно качества - в целом преподаватели были настолько же требовательны как и сейчас, но уровень коррупции стремился к 0, а желающих повалять дурака было полно (и их тоже тянули за уши). Тогда я спросил как же у них проходила практика? В медицинских ВУЗах практика есть после первых 5 курсов (всего учатся 6 лет). И если на первых трех это санитарско-сестринская, то 4 и 5 уже врачебная. На 4 курсе практика длилась 6 недель и именно ее я и захотел сравнить с концом 80-х. 2 недели мы провели на отделении терапии, 2 на хирургическом и 2 в роддоме. Точнее это должно было быть так. 2 недели на отделении хирургии я провел с удовольствием. Я там никому нужен не был, но меня не выгоняли. Что-то даже старались показать и научить. 2 недели терапии я отходил в отделение реанимации... а вот 2 недели в роддоме мы не посещали вообще. Нет, сам цикл акушерства то был, на родах пару раз были. Но практики в этом 0, знания чисто теоретические. Сейчас с роженицами достаточно трудно договориться. По крайней мере в крупных городах.
В конце 80-х на студенческую практику распределяли чуть ли не по всему союзу. Со слов этого доктора, ее друзей посылали в любые дыры нашей необъятной родины (не дальше Урала правда)). Ей с подругой повезло - их отправили проходить эту 6-ти недельную практику на территории Эстонии. Как это и происходит сейчас - больше всего их гоняли на терапевтическом отделении. Хирург же просто спихнул на них всю писанину и спокойно занимался лечением больных. Девчонки (тогда еще девчонки)) и сами не особо рвались в операционную. А вот когда дело дошло до роддома...история повторилась как и у меня. Даже в те времена роддом был достаточно хлебным местом и никто не желал посвящать в подобные дела незнакомцев, тем более студентов. Хотя я читал книгу одного доктора, который как раз учился при союзе, что именно акушер-гинеколог их заставлял дежурить в роддомах и не ставил зачет пока не отдежурят несколько раз. Отсюда я могу сделать вывод, что дело не во времени, а в конкретном человеке, который заинтересован тебя научить. К сожалению, система наставничества у нас не выработана. Тебя просто пихают на какое-то отделение, на котором врач никак не мотивирован на то, чтоб тебя чему-то научить.
P.S. очень рад получать ваши отзывы и вопросы на почту. Предлагайте темы и я с удовольствием напишу ответ.
aalexovitch@yandex.ru