Две вещи, которые чаще всего путают между собой:
— слабость и уязвимость;
— эгоизм и самоценность.
Слабость — это про недостачу. Когда мы говорим «слабый человек», имеем в виду, что ему чего-то не хватает: физических или моральных сил, самоконтроля, влияния и т.д.
Уязвимость — про открытость и неопределенность. Это знание: у открытости есть цена, и она может оказаться померной, а может — высокой. Это готовность встретиться с последствиями и решение (иногда не логическое — головы, а решение души) с ними справиться.
Эгоизм — это штамп, с помощью которого удобно контролировать других. Большая часть того, что называют эгоизмом — это проявление здоровых границ, заботы о себе и чувства самоценности. Эгоизм в «чистом виде», по определению толкового словаря, встречается гораздо реже, чем слово это произносится вслух.
Самоценность — это «в самолете сначала наденьтьте кислородную маску на себя». Только освоив способность надевать кислородную маску сначала на себя, можно искренне, по-настоящему проявлять «не-эгоизм». Давать и делиться можно только из состояния избытка. Делиться из состояния недостачи — это насилие.