Найти тему
SerguntiuS

Питер: Императорский путь, 3-я ветка (май, ноябрь 2017)

Есть у "Императорского пути" и третья ветка, самая длинная (21 верста) и самая интересная. Её проектирование и строительство началось в январе 1900 г., закончена ветка была в конце 1902 г. В отличие от первых двух путей, строительство вела частная контора - "Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги", которая получила за это из казны 4 с небольшим миллиона рублей. Третий путь соединил между собой два Царских павильона - деревянный в Царском Селе и каменный в Петербурге, специально построенный рядом с Царскосельским вокзалом на набережной Введенского канала.

Первые 13 вёрст (16 км.) от вокзала 3-й путь шёл параллельно основному ходу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а затем отклонялся на юго-запад, огибал с востока деревню Большое Кузьмино, забирался на глинт на одном из самых пологих его участков, и приходил с востока к Царскому павильону в Царском Селе. За бюджетные деньги ЕИВ наконец-то получил "железнодорожную выделенку" - личную обособленную однопутную железнодорожную ветку, построенную с использованием самых передовых технологий начал XX века, способную выдерживать тяжёлые составы (до 15 вагонов), движущиеся на больших скоростях (до 42 вёрст в час). На пути было возведено 11 мостов/путепроводов - фермных и балочных. В Царском Селе и окрестностях все мосты были балочными, переброшены они были через небольшие ручьи, речку Кузьминку и ряд дорог ныне исчезнувшей деревни Большое Кузьмино.

Рельсы на 3-м пути были сняты почти сразу после революции: они были нужны для ремонта других железных дорог в окрестностях Петрограда. Все царскосельские балочные мосты были, по некоторым данным, пущены на металлолом. Значительная часть насыпи была уничтожена во время Великой Отечественной войны. В Петербурге тоже мало что сохранилось (причинами тому - Великая Отечественная война, новое массовое строительство 1960-х, строительство продолжения Витебского проспекта в 2000-х и ДЖД от "Купчино" до "21-го км" в 2010-х), но несколько участков царской насыпи и два фермных моста - через Обводный канал и через Боровую улицу - служат по прямому назначению до сих пор!

... ну что, после осмотра 2-го пути возвращаемся назад, к руинам Царского павильона, поворачиваемся лицом на восток, и отправляемся в Петербург по 3-ей ветке "Императорского пути"...

Справа, за деревьями, видна главка Феодоровского Государева собора (1909-14 гг.)...
Справа, за деревьями, видна главка Феодоровского Государева собора (1909-14 гг.)...
... а прямо перед нами - Казармы Собственного ЕИВ Конвоя (1914-16 гг.). Рельсы Третьего пути проходили прямо под окнами казармы - в левой части кадра, где травка, дорожка и металлический заборчик.
... а прямо перед нами - Казармы Собственного ЕИВ Конвоя (1914-16 гг.). Рельсы Третьего пути проходили прямо под окнами казармы - в левой части кадра, где травка, дорожка и металлический заборчик.
Казармы построены в виде небольшой "крепостицы" в неорусском стиле, прямо рядом с Царским павильоном - фактически, между вокзалом и Александровским дворцом.
Казармы построены в виде небольшой "крепостицы" в неорусском стиле, прямо рядом с Царским павильоном - фактически, между вокзалом и Александровским дворцом.
Сейчас постройки казарм заняты Аграрным Университетом.
Сейчас постройки казарм заняты Аграрным Университетом.
Радиусная аллейка в скверике под окнами Аграрного Университета напоминает нам о том, что когда-то здесь была насыпь и рельсы...
Радиусная аллейка в скверике под окнами Аграрного Университета напоминает нам о том, что когда-то здесь была насыпь и рельсы...
Тем временем, мы с вами уже возле Египетских ворот (1827-30 гг.), которые когда-то оформляли въезд в Царское Село со стороны Петербурга. Сейчас город разросся далеко на север, и ворота эту функцию потеряли, оказавшись почти в центре современного города Пушкин :) Рельсы Третьего пути пересекали Петербургский тракт наискосок, перед воротами. Здесь был ж/д переезд, моста не было.
Тем временем, мы с вами уже возле Египетских ворот (1827-30 гг.), которые когда-то оформляли въезд в Царское Село со стороны Петербурга. Сейчас город разросся далеко на север, и ворота эту функцию потеряли, оказавшись почти в центре современного города Пушкин :) Рельсы Третьего пути пересекали Петербургский тракт наискосок, перед воротами. Здесь был ж/д переезд, моста не было.
После Петербургского тракта дорога довольно шустро взбиралась на трёхметровую насыпь и приходила к путепроводу ("мосту №3") через Песчаную улицу.
После Петербургского тракта дорога довольно шустро взбиралась на трёхметровую насыпь и приходила к путепроводу ("мосту №3") через Песчаную улицу.
Устои моста №3 стоят на границе современного садоводства и новостройки (Ленинградская,46).
Устои моста №3 стоят на границе современного садоводства и новостройки (Ленинградская,46).
Сложены они из пудостского камня, облицованы чёрным гранитом, рельсы опирались на стальные балки. Примерно так были устроены все балочные мосты 3-го пути, ни один из которых не сохранился до наших дней.
Сложены они из пудостского камня, облицованы чёрным гранитом, рельсы опирались на стальные балки. Примерно так были устроены все балочные мосты 3-го пути, ни один из которых не сохранился до наших дней.
Ещё один путепровод ("мост №4") проходил над царскосельской северной объездной дорогой.
Ещё один путепровод ("мост №4") проходил над царскосельской северной объездной дорогой.
Его устои стоят ныне в Буферном парке на севере современного Царского Села, напротив д.5 по Детскосельскому бульвару.
Его устои стоят ныне в Буферном парке на севере современного Царского Села, напротив д.5 по Детскосельскому бульвару.

(читать дальше в ЖЖ)