В августе 2016 мы съездили на Кольский полуостров. Давным-давно туристами сюда ездили только рыбаки и джиперы, причем — казус — именно целью последних обычно был п-ов Рыбачий. После выхода фильма «Левиафан» суровую северную разруху потянулись смотреть все. Казалось бы, все — пропала романтика, привет попса. Но нет. Мест, свободных от ленивых обывателей — достаточно. И даже это не главное. Я не знаю как описать притяжение Баренцева моря. Слишком холодное даже летом чтоб купаться. Слишком скалистые и каменистые берега, чтоб устраивать пикники. Слишком ветрено, слишком сложно с климатом вообще. Но все это почему-то завораживает настолько, что уезжать отсюда не хочется даже в плохую погоду. А в хорошую хочется сидеть часами, слушать как кричат чайки, накатывают волны, смотреть за горизонт и понимать что это — настоящий край земли.
КОРОТКАЯ ВЫЖИМКА ТРЕВЕЛ-ФАКТОВ
Трасса М18 — отличная на всем протяжении. Л200 без напряга идет 130. Я катался здесь раньше, бывал на Соловках, в Паанаярви и на Онеге, смотреть по сторонам от Питера и следующие 1000 км уже не интересно. Несколько бутылок воды, шоколадки и много любимой «дорожной» музыки: ATB, рок-баллады, «музыка для йоги» — примерно до Кандалакши в сознание можно не приходить. Не спят только водительские рефлексы — под вечер на участке Кемь — Лоухи встретил сразу двух лосей, они слава богу стояли смирно в кювете, но четко помню как видел их очень заранее. Зверушек на трассе, говорят, много.
Трафик средний. Минимум раз в час навстречу едут лифтованные чудища на московских или питерских номерах, все в наклейках и обвешанные барахлом по самое некуда. Судя по тому что на самом полуострове мы особо не пересекались, все они тусовались в другой стороне, на Рыбачьем. «Не рассчитывайте поймать на Рыбачьем одиночество» — напишут позже в комментариях знакомые с местностью. Хорошо что нам туда было не надо.
За Кандалакшей на трассе начинаются красоты.
Если повезет с погодой — то можно фотографировать облака как выше, так и ниже локального горизонта.
Еще немного фактов про дорогу, ладно? Мобильная связь на пустынных отрезках трассы есть не везде, но чаще есть, чем нет. Заправки рядом с нас.пунктами, то есть примерно раз в 150-200 км. Перебои с топливом на них, как и раньше, случаются регулярно. Скажем, вообще никакого топлива не было в Лоухах, это, на минуточку, после 200-километрового участка где просто нихрена нет, и следующая заправка тоже что-то около 100 км вперед. Привет любителям ездить «до лампочки».
Когда на борту минимум 70 литров топлива, это все пофиг, можно наслаждаться закатом без остановок. Во всех смыслах.
Про ночлег. Главной по букингу была моя девушка, она в основном квартиры находила посуточно. Подробностями отбора я не интересовался вообще — мне все равно где спать в путешествиях. Знаю что особых проблем не было, если искать на завтра с вечера, или хотя бы с утра, а не «вот прям щас». Когда промахивались или культпрограмма исключала длинное планирование, брали гостиницы или ставили палаточный лагерь.
Что запомнил: гостиница «Спорт» в Кировске — днище и левиафан, стоит пустая и не особо чешется в части привлечения клиентов. Гостиница «Парковая» там же в Кировске — неожиданно хороша, особенно если вы едете компанией и хотите сами готовить — есть шикарные номера с кухней, чисто, уютно. Гостиница-монополист «Онежская» в Медвежьегорске — не просто жопа, а пиздец какая жопа за невменяемые деньги, избегайте всеми силами, неважно что это место ровно посередине пути что в Питер, что в Москву.
Любителям кемпинга — мест где притулиться с палаткой напротив какого-нибудь вида на озеро или речку вдоль М18 меньше чем кажется. Абсолютное большинство берегов рек — заболоченные, а в редких удобных местах, которые очевидны с дороги или по карте, к вечеру уже все занято. Вставать где-нить в бывшем карьере — не наш метод, а что-то осмысленное нужно искать заранее.
Под Кандалакшей по пути на север я презрительно фыркнул в сторону местной гостиницы «Беломорье» и проехал несколько километров в сторону Умбы до вида на море, и там уже спустился к берегу по склону. Наутро, правда, оказалось, что там где я спускался, заботливо повесили на дерево телефон трактора — подъем в сырую погоду предвидится стремным.
15 минут — и у меня стоит палатка с надутой кроватью, кипит чай. Комаров — полторы калеки.
Как положено, заезженный фоторакурс наутро.
Мы на берегу Кандалакшского залива(губы) Белого моря, на территории заповедника. Туда, куда уползает утренний туман, рыболовы выходят ловить треску.
Неторопливое утреннее чаепитие, 15 минут на сборы и пора ехать дальше. Мурманск, топливо под пробку, и нас ждет место действия «Левиафана» — поселок Териберка. А я жду дикие грунтовки, тундру и Баренцево море.
ТЕРИБЕРКА
После выхода «Левиафана» сюда помимо любителей морской рыбалки и дайвинга потянулись всевозможные хипстеры и блогеры. Перед нами проезжали блогеры, работающие на Форд, через неделю — проводился фестиваль «Новая жизнь». Последний раз до этого осмысленную новую жизнь поселку обещали в 2011-ом, когда Газпром собирался строить там завод СПГ для Штокмановского месторождения. Ныне проект похерили, от него остались дом культуры, отделка сайдингом какой-то избы и пара километров дороги, пробитой в здоровенных скалах на несколько км в никуда.
(для масштаба в кадр установлена среднего роста девушка)
Дом, вокруг которого разворачивался сюжет «Левиафана», стоял перед мостом на въезде в поселок, сейчас там пусто. На самом деле география фильма ненастоящая — вокзал, например, сняли в Оленегорске, городские виды — везде понемногу, а сцены где адвоката вывозят чтоб отпиздить — в Кировске, на фоне местных карьеров и горных разработок. Но ярких артефактов из кино — достаточно.
А вот сюда герои фильма ездили бухать и стрелять, а мы едем ночевать. Небольшое озеро расположено укромном микроплато со скалами по кругу. Тогда, в 2016-м легковым машинам сюда было не заехать, чем мы воспользовались для того, чтобы переночевать как я люблю. В одиночестве, без лишних глаз, но с отличным видом перед глазами.
Здесь на фото для демонстрации масштаба уже требуется среднеразмерный пикап.
Локация настолько хороша, что стоит даже пешего похода. Здесь положено мечтать, провожать солнце и признаваться в любви.
Гостеприимные пляжи Баренцева моря, и это лишь чуть-чуть ирония, потому что здесь правда очень, очень хорошо и красиво. Сурово, по-северному сдержанно и величественно.
Краснознаменный Северный флот охраняет покой ночующих туристов. На фото авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
Утро на озере
И на море. Крейсер уходит в море вслед за туманом.
А мы отправляемся смотреть поселок и левиафанскую разруху. В некоторых домах еще живут люди, но уже тогда, в 2016 они были помечены властями под снос.
В целом поселок выглядит как-то так.
И вот так
Еще немного моря на прощание.
И мы отправляемся снова в тундру.
Она такая разная в плохую погоду…
… и в хорошую. Ягод и грибов в сезон — море.
Мы пропускаем раскрученную «саамскую деревню» — шлак и попса. Нас ждет Ловозерский горный массив. Его часто называют Хибинами, но на самом деле это совершенно самостоятельное образование. Наша цель — взобраться на перевал.
ПЕРЕВАЛ ГЕОЛОГОВ
На перевал из Ревды ведет отсыпанный серпантин — здесь когда-то шла горная разработка хрен знает чего. Камни местами крупные и острые, для понимания крутизны — набор высоты с 300 до 1000 м проходит примерно за 5 км.
Мы поднимаемся наверх, и пейзаж драматически меняется.
Во все стороны марсианская земля, и лишь облака и вода там вдалеке напоминает, что это третья планета от Солнца, а не четвертая.
Дух захватывает.
Чтобы поставить машину непосредственно на перевал, нужно проехать метров 600 уже по нормальным таким камешкам, дорога там только номинально. Стоковая Л200 местами прошла ползком на понижайке, шкрябая по валунам подножками и защитой двигателя. Практического смысла ехать туда нет, все дороги за перевал если куда и ведут (теоретически, можно спуститься к Умбозеру и зайти в Кировск с востока), то это уже не экспедиция за красотами, а трофи и преодоление ради преодоления.
Но фоточки на краю обрыва в вечерний свет выходят неплохие.
Удивительная особенность этого места — тишина. Мертвая, абсолютная. Мы сидели на краю обрыва, вслушивались в тишину и думали что оглохли. Туда, вниз, мы бросали здоровенные булыжники, и ни звука в ответ, они улетали как будто вникуда.
На этом фото космическая туристка ловит убегающий закат. В принципе, при должной подготовке к горным ветрам наверху можно переночевать, чтобы не только проводить, но и встретить солнце.
А можно уйти на Умбозеро. Там тоже волшебно, и вот там, за горизонтом, уже настоящие Хибины.
О них будет вторая часть истории. Не забывайте подписываться здесь или в Телеграме, чтобы не пропустить.
====
Подписывайтесь на канал:)
Еще есть Telegram
И еще немного Drive2
А еще - сайт, где фото сразу крупные