Найти тему
Дальние путешествия

Кольский. От моря до Марса. Часть 1/2

Оглавление

В августе 2016 мы съездили на Кольский полуостров. Давным-давно туристами сюда ездили только рыбаки и джиперы, причем — казус — именно целью последних обычно был п-ов Рыбачий. После выхода фильма «Левиафан» суровую северную разруху потянулись смотреть все. Казалось бы, все — пропала романтика, привет попса. Но нет. Мест, свободных от ленивых обывателей — достаточно. И даже это не главное. Я не знаю как описать притяжение Баренцева моря. Слишком холодное даже летом чтоб купаться. Слишком скалистые и каменистые берега, чтоб устраивать пикники. Слишком ветрено, слишком сложно с климатом вообще. Но все это почему-то завораживает настолько, что уезжать отсюда не хочется даже в плохую погоду. А в хорошую хочется сидеть часами, слушать как кричат чайки, накатывают волны, смотреть за горизонт и понимать что это — настоящий край земли.

КОРОТКАЯ ВЫЖИМКА ТРЕВЕЛ-ФАКТОВ

Трасса М18 — отличная на всем протяжении. Л200 без напряга идет 130. Я катался здесь раньше, бывал на Соловках, в Паанаярви и на Онеге, смотреть по сторонам от Питера и следующие 1000 км уже не интересно. Несколько бутылок воды, шоколадки и много любимой «дорожной» музыки: ATB, рок-баллады, «музыка для йоги» — примерно до Кандалакши в сознание можно не приходить. Не спят только водительские рефлексы — под вечер на участке Кемь — Лоухи встретил сразу двух лосей, они слава богу стояли смирно в кювете, но четко помню как видел их очень заранее. Зверушек на трассе, говорят, много.

Трафик средний. Минимум раз в час навстречу едут лифтованные чудища на московских или питерских номерах, все в наклейках и обвешанные барахлом по самое некуда. Судя по тому что на самом полуострове мы особо не пересекались, все они тусовались в другой стороне, на Рыбачьем. «Не рассчитывайте поймать на Рыбачьем одиночество» — напишут позже в комментариях знакомые с местностью. Хорошо что нам туда было не надо.

За Кандалакшей на трассе начинаются красоты.

-2

Если повезет с погодой — то можно фотографировать облака как выше, так и ниже локального горизонта.

-3

Еще немного фактов про дорогу, ладно? Мобильная связь на пустынных отрезках трассы есть не везде, но чаще есть, чем нет. Заправки рядом с нас.пунктами, то есть примерно раз в 150-200 км. Перебои с топливом на них, как и раньше, случаются регулярно. Скажем, вообще никакого топлива не было в Лоухах, это, на минуточку, после 200-километрового участка где просто нихрена нет, и следующая заправка тоже что-то около 100 км вперед. Привет любителям ездить «до лампочки».

Когда на борту минимум 70 литров топлива, это все пофиг, можно наслаждаться закатом без остановок. Во всех смыслах.

-4

Про ночлег. Главной по букингу была моя девушка, она в основном квартиры находила посуточно. Подробностями отбора я не интересовался вообще — мне все равно где спать в путешествиях. Знаю что особых проблем не было, если искать на завтра с вечера, или хотя бы с утра, а не «вот прям щас». Когда промахивались или культпрограмма исключала длинное планирование, брали гостиницы или ставили палаточный лагерь.

Что запомнил: гостиница «Спорт» в Кировске — днище и левиафан, стоит пустая и не особо чешется в части привлечения клиентов. Гостиница «Парковая» там же в Кировске — неожиданно хороша, особенно если вы едете компанией и хотите сами готовить — есть шикарные номера с кухней, чисто, уютно.  Гостиница-монополист «Онежская» в Медвежьегорске — не просто жопа, а пиздец какая жопа за невменяемые деньги, избегайте всеми силами, неважно что это место ровно посередине пути что в Питер, что в Москву.

Любителям кемпинга — мест где притулиться с палаткой напротив какого-нибудь вида на озеро или речку вдоль М18 меньше чем кажется. Абсолютное большинство берегов рек — заболоченные, а в редких удобных местах, которые очевидны с дороги или по карте, к вечеру уже все занято. Вставать где-нить в бывшем карьере — не наш метод, а что-то осмысленное нужно искать заранее.

Под Кандалакшей по пути на север я презрительно фыркнул в сторону местной гостиницы «Беломорье» и проехал несколько километров в сторону Умбы до вида на море, и  там уже спустился к берегу по склону. Наутро, правда, оказалось, что там где я спускался, заботливо повесили на дерево телефон трактора — подъем в сырую погоду предвидится стремным.
15 минут — и у меня стоит палатка с надутой кроватью, кипит чай. Комаров — полторы калеки.

-5

Как положено, заезженный фоторакурс наутро.

-6

Мы на берегу Кандалакшского залива(губы) Белого моря, на территории заповедника. Туда, куда уползает утренний туман, рыболовы выходят ловить треску.

-7

Неторопливое утреннее чаепитие, 15 минут на сборы и пора ехать дальше. Мурманск, топливо под пробку, и нас ждет место действия «Левиафана» — поселок Териберка. А я жду дикие грунтовки, тундру и Баренцево море.

-8

ТЕРИБЕРКА

После выхода «Левиафана» сюда помимо любителей морской рыбалки и дайвинга потянулись всевозможные хипстеры и блогеры. Перед нами проезжали блогеры, работающие на Форд, через неделю — проводился фестиваль «Новая жизнь». Последний раз до этого осмысленную новую жизнь поселку обещали в 2011-ом, когда Газпром собирался строить там завод СПГ для Штокмановского месторождения. Ныне проект похерили, от него остались дом культуры, отделка сайдингом какой-то избы и пара километров дороги, пробитой в здоровенных скалах на несколько км в никуда.
(для масштаба в кадр установлена среднего роста девушка)

-9

Дом, вокруг которого разворачивался сюжет «Левиафана», стоял перед мостом на въезде в поселок, сейчас там пусто. На самом деле география фильма ненастоящая — вокзал, например, сняли в Оленегорске, городские виды — везде понемногу, а сцены где адвоката вывозят чтоб отпиздить — в Кировске, на фоне местных карьеров и горных разработок. Но ярких артефактов из кино — достаточно.

-10

А вот сюда герои фильма ездили бухать и стрелять, а мы едем ночевать. Небольшое озеро расположено укромном микроплато со скалами по кругу. Тогда, в 2016-м легковым машинам сюда было не заехать, чем мы воспользовались для того, чтобы переночевать как я люблю. В одиночестве, без лишних глаз, но с отличным видом перед глазами.

Здесь на фото для демонстрации масштаба уже требуется среднеразмерный пикап.

-11

Локация настолько хороша, что стоит даже пешего похода. Здесь положено мечтать, провожать солнце и признаваться в любви.

-12

Гостеприимные пляжи Баренцева моря, и это лишь чуть-чуть ирония, потому что здесь правда очень, очень хорошо и красиво. Сурово, по-северному сдержанно и величественно.

-13

Краснознаменный Северный флот охраняет покой ночующих туристов. На фото авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

-14

Утро на озере

-15

И на море. Крейсер уходит в море вслед за туманом.

-16

А мы отправляемся смотреть поселок и левиафанскую разруху. В некоторых домах еще живут люди, но уже тогда, в 2016 они были помечены властями под снос.

-17

В целом поселок выглядит как-то так.

-18

И вот так

-19

Еще немного моря на прощание.

-20

И мы отправляемся снова в тундру.

-21

Она такая разная в плохую погоду…

-22

… и в хорошую. Ягод и грибов в сезон — море.

-23

Мы пропускаем раскрученную «саамскую деревню» — шлак и попса. Нас ждет Ловозерский горный массив. Его часто называют Хибинами, но на самом деле это совершенно самостоятельное образование. Наша цель — взобраться на перевал.

ПЕРЕВАЛ ГЕОЛОГОВ

На перевал из Ревды ведет отсыпанный серпантин — здесь когда-то шла горная разработка хрен знает чего. Камни местами крупные и острые, для понимания крутизны — набор высоты с 300 до 1000 м проходит примерно за 5 км.

-24

Мы поднимаемся наверх, и пейзаж драматически меняется.

-25

Во все стороны марсианская земля, и лишь облака и вода там вдалеке напоминает, что это третья планета от Солнца,  а не четвертая.

-26

Дух захватывает.

-27

Чтобы поставить машину непосредственно на перевал, нужно проехать метров 600 уже по нормальным таким камешкам, дорога там только номинально. Стоковая Л200 местами прошла ползком на понижайке, шкрябая по валунам подножками и защитой двигателя. Практического смысла ехать туда нет, все дороги за перевал если куда и ведут (теоретически, можно спуститься к Умбозеру и зайти в Кировск с востока), то это уже не экспедиция за красотами, а трофи и преодоление ради преодоления.

Но фоточки на краю обрыва в вечерний свет выходят неплохие.

-28
-29

Удивительная особенность этого места — тишина. Мертвая, абсолютная. Мы сидели на краю обрыва, вслушивались в тишину и думали что оглохли. Туда, вниз, мы бросали здоровенные булыжники, и ни звука в ответ, они улетали как будто вникуда.

-30

На этом фото космическая туристка ловит убегающий закат. В принципе, при должной подготовке к горным ветрам наверху можно переночевать, чтобы не только проводить, но и встретить солнце.

-31

А можно уйти на Умбозеро. Там тоже волшебно, и вот там, за горизонтом, уже настоящие Хибины.
О них будет вторая часть истории. Не забывайте подписываться здесь или в
Телеграме, чтобы не пропустить.

-32

====
Подписывайтесь на канал:)
Еще есть Telegram
И еще немного Drive2
А еще - сайт, где фото сразу крупные