У авиалайнера кончилось горючее и он сел прямо на Неву
Авиалайнер Ту-124 вылетел из таллинского аэропорта Юлемисте утром 21 августа 1963 года. Самолет выполнял регулярный пассажирский рейс Таллин – Москва. На борту – 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Через несколько минут после взлёта командиру воздушного судна доложили: переднее шасси не убирается в штатную нишу. Такая история произошла с совершенно новым самолётом – он был выпущен всего год назад и являлся одним из первых Ту-124 в серии.
Командир воздушного судна Владимир Мостовой запросил разрешение вернуться в аэропорт Таллина, однако воздушная гавань была закрыта для посадки из-за тумана. Ту-124 направили в Ленинград. Самолет предельно снизился над полосой ленинградского аэродрома «Шоссейная», и техники с земли рассмотрели – действительно, шасси заклинило. Чуть позже на взлётной полосе в Таллине инженеры найдут отвалившийся после взлёта Ту-124 шаровой болт.
Инструкция предписывает в таком случае садиться на специальную вспаханную земляную полосу, а не на бетон. Подходящая полоса в «Шоссейной» была готова. Лайнер начал кружить над Ленинградом, вырабатывая горючее (системы аварийного сброса топлива тогда не существовало). Садиться с полными баками авиационного керосина нельзя по двум причинам: во-первых, самолет избыточно тяжел для аварийной посадки; во-вторых, при посадке «на брюхо» существовала вероятность пожара.
Самолёт занял высоту около 500 метров и начал кружить вокруг города по большому радиусу. В это же время штурман Виктор Царёв пожарным топором прорубил дыру в полу кабины и пытался шестом столкнуть заклинившее шасси. Такой номер, конечно же, не удался, но отвлек много сил и внимания экипажа. Тем временем, лайнер совершал уже 8 круг над городом. Находясь над северной окраиной Ленинграда, экипаж обнаружил – топливо практически на нуле и его едва хватает до аэродрома, к тому же заглох один из двух двигателей. Аэропорт «Шоссейная» в 1960-х годах располагался рядом с современным Пулково, то есть на южной окраине. Ту-124 не оставалось ничего, кроме как лететь напрямик – через центр Ленинграда.
Когда аварийный самолёт пролетал над Смольным, борттехник доложил – заглох второй двигатель. Для принятия решения у экипажа были считанные секунды, и командир со вторым пилотом приняли единственно верное решение: «садимся на Неву»! На счастье пассажиров и экипажа, второй пилот Василий Чеченёв раньше служил в морской авиации. Командир быстро передал управление второму пилоту, и Чеченёв грамотно направил самолёт к воде. Не произошло ни заныривания, ни резкого удара хвостовой частью.
Самолет пролетел всего в 4 метрах над мостом Александра Невского и приводнился перед Финляндским железнодорожным мостом – напротив Александро-Невской лавры. Аварийному лайнеру везло! Мимо по реке проходил буксир, который быстро закрепил конец за разбитое окно кабины и оттащил самолёт к правому берегу реки, да к тому же плоскости крыльев легли на сплавляемые плоты бревен. Таким образом, Ту-124 не затонул посреди Невы. Все 52 человека на борту спаслись, сойдя на берег.
Успешная посадка Ту-124 на Неву в 1963 – почти единственный случай в мировой авиации. Нечто подобное повторилось лишь в США в 2009 году, когда Airbus A-320 сел в центре Нью-Йорка на поверхность реки Гудзон. В Голливуде, кстати, сняли об этом неплохой фильм – «Чудо на Гудзоне».