Наверное многие слышали о наиболее сомнительных приватизационных сделках произошедших в 1995 году, и вошедших в историю как залоговые аукционы. Многие слышали, но далеко не все понимают, а что, собственно говоря, произошло.
Читая научную и околонаучную литературу по истории 90-ых я не раз натыкался на рассказы об этих самых "залоговых аукционах", но, наверное, наиболее емко, подробно и точно эти сделки описал Юрий Болдырев (во второй половине 90-ых, заместитель председателя Счетной Палаты) в своей книге "О бочках мёда и ложках дёгтя".
Постараюсь кратко изложить суть.
Летом 1991 года (еще до распада СССР) был издан закон "О приватизации... ", где прописывался общий порядок грядущей приватизации, и по которому в ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т. д.) приватизация была запрещена. Но вот, наступает 1995 год, все что было можно приватизировать по закону уже приватизировали, новый закон о приватизации через оппозиционную Думу никак не провести, и было решено придумать хитрый план, который бы позволил приватизировать "неприватизируемое".
Что же было придумано?
В 1995 году наше Правительство разместило около шестисот миллионов долларов бюджетных средств на депозитах в частных российских банках. Под низкий процент и без всякого залога. А несколько позже тоже Правительство объявило, что в бюджете не хватает денег, и поэтому необходимо взять их в долг. Для этого устроили аукцион, но такие крупные суммы для кредитования, по сути, были только у тех банков, которые до этого получили их от государства. При этом, не смотря на международную обратную практику, правительство, взяв в кредит "необходимые" ему денежные средства, оставило банкам в залог контрольные пакеты акций ключевых стратегических предприятий страны: “Норильского никеля”, “ЮКОСа”, “Сибнефти” и других. Но оценка стоимости этих предприятий была сильно занижена:
Наши власти, конечно, и не планировали отдавать деньги, которые были взяты в долг. Это было абсолютно понятно из проекта федерального бюджета на следующий 1996 год, в которым не было заложено средств на выплату этого долга. Для всех наблюдающих за этим процессом было очевидно, что речь идет фактически об отчуждении госсобственности, о растянутой во времени процедуре продажи контрольных пакетов акций госпредприятий.
Юрий Болдырев в своей книге пишет: "Почему так сложно, зачем? Ответ ясен: чтобы передать государственную собственность “друзьям” нашего Правительства в обход закона о приватизации госсобственности и принимаемой как федеральный закон программы приватизации госсобственности. И кроме того, как мы уже заметили выше, передать по совсем смешным ценам.
В результате, как теперь признается почти официально, допущенные до раздела пирога приближенные к власти олигархические группировки получили в управление (а затем и в собственность) контрольные пакеты акций указанных стратегических предприятий совершенно за бесценок".
Счётная палата по результатам проверки в конце 1995 года направила информационные письма в адрес председателя правительства, председателя Госкомимущества, председателей Совета Федерации и Государственной думы, Генерального прокурора и министра юстиции, где говорилось о неэффективности аукционов и необходимости отказа от них. Но дело было сделано, и никто не стал пересматривать результаты столь сомнительных сделок.
Но для чего это делалось, и кому это было надо? Возможно, нам поможет ответить на эти вопросы Анатолий Чубайс, вот его небольшое мнение по теме:
Ссылка на группу "Мысли О" в вк