27 сентября 2016 года на Международном конгрессе по астронавтике Илон Маск рассказал первые подробности о грёбанной большой ракете, которую конструируют SpaceX.
Летом в компании заявили о том, что это произойдет в конце сентября. И тут меня озарило. Ведь в 2015 году я одно время работал с Илоном и его компанией (что стало основной для четырёх частей моего блога), а это значит, что у меня есть некие привилегии.
Поэтому я связался с ними и поинтересовался, можно ли мне узнать побольше об этой грёбанной ракете прежде других и написать об этом пост. Они ответили: «Да».
Чуть позже я созвонился с самим Илоном, чтобы обсудить ракету, сроки и все подробности того, что из этого выйдет. Мы начали традиционно:
Тогда я поинтересовался о ракете:
В конце концов, у нас вышел увлекательный разговор о безумной машине, которую строят SpaceX и что из этого получится.
Зачем?
Зачем нам грёбанная большая ракета? Вы должны прочесть следующее предложение и сказать себе, что вы полностью поняли о чём оно:
SpaceX пытается создать условия для мультипланетарной жизни человека с помощью строительства автономной цивилизации на Марсе, население которой составит миллион человек.
А теперь по пунктам.
Зачем нам жить на других планетах?
По двум причинам:
1) Это круто.
2) Держать яйца в одной корзине — не очень хорошая идея. Мы все сейчас живём на Земле, так что если с ней случится что-то нехорошее (капризы природы или наши собственные технологии), то нам крышка. Вы же не храните драгоценный альбом с цифровыми фотографиями на одном не очень надёжном жёстком диске. Если у вас есть мозги, то и наверняка есть копия этого альбома на другом жёстком диске. Вот в чем идея. Илон называет это «страхованием существования видов».
Почему Марс?
Потому что Венера — тупая пNзда с настолько высокой температурой на поверхности, которая способна плавить свинец, с сокрушительным атмосферным давлением и сильными ветрами.
У Луны слишком мало природных ресурсов, 28-дневной цикл и нет атмосферы, а это значит, что нет никакой защиты от солнца в течение дня и то, что будет вас согревать в ночное время. В общем, Луна намеревается вас убить при любом удачном случае. То же можно сказать и о Меркурии
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — просто огромные газовые шары, которые корчат из себя планеты.
Правда, возможно, что некоторые спутники Юпитера и Сатурна вполне пригодны для жизни, но они намного дальше, там холодно и темно, по сравнению с Марсом. Ну, и зачем, скажите, нам это делать?
Плутон так вообще рекордсмен по низкой температуре и тьме-тьмущей. Так что, хватит спрашивать меня о Плутоне!
Остаётся Марс. Марс, конечно, так себе. Если бы на Земле было такое место как Марс, то туда бы никто никогда не ездил вообще. Но по сравнению с другими местами в Солнечной системе — это рай. Там холодно, но не очень. Там темно, но не очень. Он далеко, но не то чтобы далеко. Длительность дня на нём почти аналогична земному, а это очень подходит нам и земной растительности, которую ещё предстоит там выращивать. Его сила притяжения варьируется между безумно низкой и пNздец высокой (примерно на треть от земной). У него огромные запасы воды (в форме льда) и приличное количество CO2, который на ранних этапах весьма смертоносен, но после «терраформирования» планеты Марс может стать весьма пригодным местом для жизни. В общем, нам очень повезло, что у нас есть Марс. О других планетах Солнечной системы такого не скажешь.
Почему 1 000 000 человек?
Илон полагает, что такое количество людей необходимо для того, чтобы цивилизация Марс смогла быть «самодостаточной» или «самоподдерживающейся». «Даже если Земля окончательно прекратит отправлять космические корабли, то колония будет существовать дальше. Для этого ей понадобится огромная производственная база, создать которую намного сложнее, чем на Земле», — утверждает Илон.
Другими словами, если жёсткий диск № 2 всё время полагается на жёсткий № 1, то ваш фотоальбом в большой опасности. Ведь смысл в жёстком диске № 2 сохранить то, что всё время про#бывает жёсткий диск № 1.
Ведь «винчестер» Земля может навернуться из-за десятки интересных причин: астероид убьёт нас, ИИ убьёт нас, Трамп убьёт нас, ИГИЛ создаст злобненькое биологическое оружие и…ну, вы поняли. Илон же считает, что корабли могут прекратить приходить с Земли, потому что наша цивилизация просто утратит возможность отправлять их.
А для этого тоже достаточно причин: Третья мировая, Земля станет религиозным государством или, возможно, земная цивилизация падёт под тяжким грузом собственного бремени. Ведь в какой-то момент египтянам удалось построить пирамиды, а потом они просто забыли как это делать. Потом у них совершенно вылетело из головы как читать иероглифы, пока не нашли Розеттский камень. Или Рим. У империи были отличные водопроводы, а затем всё полетело в тартарары. Когда-то у Китая был самый огромный флот в мире, они умудрились на нём доплыть даже до Африки, а затем к власти дорвался какой-то чокнутый император и решил, что это нехорошо и весь флот ушёл на дно, т.е был сожжен. В общем, сложно предсказать, что может случится с человеческой цивилизацией.
Короче, необходимо n-ое количество людей и груза, чтобы они смогли существовать без поддержки из вне. И это приблизительно что-то около миллиона человек и возможно от 10 до 100 миллионов тонн груза.
Короче, давайте не тянуть до последнего.
Круто, но как, чёрт возьми, вы собираетесь перевести 1 000 000 человек на Марс?
Эта диаграмма вам толково всё разъяснит:
Это типа просто. Всё, что нам нужно так это миллион человек, которые не только хотят полететь на Марс, но ещё и могут себе это позволить.
К сожалению, желтый круг сейчас маленький, а синий вообще не существует.
Илон считает, и я с ним согласен, что если синий круг станет приличных размеров, то жёлтый как-то там сам разберётся. Если Марс станет доступным и безопасным местом, из которого можно вернуться, то много людей захочет отправиться на него.
Проблема лишь в синем круге. Вот в чём вопрос:
Последний раз, когда Конгресс США поинтересовался у НАСА сколько будет стоить отправить пять человек на Марс, то услышали сумму 50 миллиардов долларов. 10 миллиардов на человека. Для того, чтобы синий круг стал больше, как считает Илон, полёт должен стоить 500 000 долларов. 1 / 20 000 от текущей стоимости.
1 / 20 000.
Это как, взглянув на автомобильную промышленность, сказать: «Сейчас новенькая Honda стоит около 20 000 долларов. Чтобы эта промышленность стала жизнеспособной, то стоимость нового автомобиля не должна превышать 1 доллар».
Так в чём, мать вашу, проблема?
Вот в чём:
Представьте себе, если самолеты работали следующим образом: взлетали, летели к месту назначения, но вместо посадки все пассажиры выпрыгивали с парашютом, а сам самолёт падал на землю или тонул в океане. Таким образом, каждый самолёт летал только один раз, а для каждого нового рейса необходимо было бы строить новый самолёт.
Билеты на такой самолёт обошлись бы в полмиллиона долларов
Космические путешествия так дороги, потому что в основном мы «садим» ракеты, взрывая их в океане (или сжигая в атмосфере).
Когда Илон только начал работу над SpaceX, то был полон решимости исправить эту проблему. Это было очень круто, учитывая, что раньше никому это не удавалась. США и Россия растратили миллиарды на попытки. Но SpaceX из года в год пытались это исправить и, наконец, в конце 2015 года им это удалось:
А затем ещё раз. И опять. И снова. Им удалось посадить ракету. Вот дневное видео посадки:
Лётные испытания Falcon 9 показали, что SpaceX может создать ракеты «многоразового использования».
Теперь, чтобы лететь на ней, вам нужно только оплатить стоимость ракетного топлива, кислород и подкинуть немного на плановое техобслуживание. Это сокращает стоимость космических путешествий в 100 или даже в 1000 раз.
Частично это станет возможным, когда SpaceX сможет отправлять по сто или больше человек на Марс. Остальное дело в некоторых простых инновациях: дозаправка космических кораблей на орбите (что снижает затраты в 5-10 раз) и производство ракетного топлива на Марсе, поэтому вам не придется нести с собой топливо для возвращения (который снижает затраты в 5-10 раз). Об этом попозже.
В этом случае цена на билеты станет ещё меньше (Илон считает, что в конечном итоге она составит 100 000 долларов). Вы могли этого не знать, но SpaceX находятся в процессе создания дешёвых космических путешествий. Мы даже себе представить не можем, что это изменит. И если всё получится, то план SpaceX о том, что на Марсе будет проживать один миллион человек вполне воплотим в жизнь.
Итак, мы собираемся на Марс, а SpaceX сейчас покажет на чём мы туда полетим.
Ракета
«Это сногсшибательно. Это очень круто, и я вижу её еженедельно», — восклицает Илон. И когда вы узнаете, что из себя представляет грёбанная большая ракета, которую он конструирует, то вы поймёте почему.
Во-первых, потому что это своего рода вызов. Люди часто утверждают, что космос не покорим. На сегодняшний день его посетили всего несколько сотен человек, малый процент стран может себе позволить запускать туда хоть что-то, а история космических путешествий человека изобилует трагедиями, связанными с неудачными запусками. Отправить нечто тяжелое и одновременно хрупкое, наполненное взрывоопасной жидкостью в атмосферу и так, чтобы ничего не случилось — задачка не из лёгких.
Обычно люди не выходят дальше низкой околоземной орбиты (высота над поверхностью планеты в диапазоне от 160 км до 2000 км). Самое дальнее расстояние, которое сейчас преодолевают космонавты — это расстояние до МКС (это около 402 км). Лишь в 60-х годах горстка американцев отважилась на полёт расстоянием 402 000 км (до Луны, если что).
Когда Марс приближён к нам максимально близко, то расстояние до него составляет 56 миллионов километров. Это почти в 200 раз дальше, чем Луна и в 200 000 раз дальше, чем МКС.
Илон любит сравнивать путешествие на Марс с переходом через Атлантический океан, в том смысле, что вояж на Луну это тогда пересечение Ла-Манша (получается полёт на МКС это как отплыть на 35 метров от берега). «Ракеты, которые путешествуют до низкой околоземной орбиты или даже Луны, похожи на рыболовецкие судна, по сравнению с колониальной транспортной системой, которая пытается преодолеть расстояния в 1000 раз больше».
К тому же, для поездки на спутник Земли или околоземную орбиту хватит и нескольких человек, а вот в длительное путешествие на Марс понадобится компания побольше. Поэтому вес соответственно тоже увеличивается. Илон объясняет, что транспортная система Марса «должна быть в миллионы раз способнее современных технологий».
Эта же система должна быть невероятно продвинутой. Илон утверждает: «Дело не только в размере, она должна быть ещё и эффективнее. Существует неоправданная дихотомия связанная с ракетами — «маленькая и комплексная» или «большая и тупая». Люди утверждают, что «большие тупые бустеры» не будут работать. Якобы нам необходим бустер небольшого размера. Но если вы хотите построить колонию на Марсе, то у вас нет выбора. Вам придётся создать большой и эффективный бустер».
Ясно? Всё, что вам нужно сделать, так это построить ракету, которая в миллионы раз больше, чем все лучшие современные модели, но которая будет столь же эффективна, умна и хороша в постели.
Ну, так вот. Space X и строит её. Знакомьтесь, Грёбанная большая ракета.
Конечно, можно ещё и так:
В сентябрьской презентации Илон заявил, что это не набросок того как она будет выглядеть или какой её представил себе художник. Это ракета, которую они на самом деле строят.
К сожалению, SpaceX испытывает настоящий экзистенциальный кризис, когда речь заходит о том, чтобы придумать этой штуковине название. Сперва её назвали Mars Colonial Transporter, затем её переименовали в Interplanetary Transport System. В сентябрьской презентации Илон заявил, что название они ей так и не выбрали, но, возможно, нарекут Heart Of Gold-1 (отсылка к «Автостопом по Галактике». В книге двигатель корабля использовал принцип невероятности для перемещения в пространстве. Маск полагает, что то, что собирается сделать ракета тоже невероятно). В общем, никто не знает как её назвать
Так что, пока не я услышал официальное название этой ракеты, то буду использовать ту формулировку, которую однажды задействовал и сам Илон — Грёбанная большая ракета ( (в сентябре 2017 года ракета получила официальное название — Big Falcon Rocket. В принципе, Тим Урбан был близок со своим Big Fucking Rocket — ред.) .
ГБР офигеть большая — высотой 400 футов. Это же высота сорокоэтажного небоскрёба. Она 40 футов в диаметре, т.е с размером в целый школьный автобус. Она в три раз тяжелее и в столько же раз мощнее, чем гигантская ракета Saturn V, используемая в миссиях «Аполлон» (программа высадки на Луну — ред.), которая, кстати, на сегодняшний день является самой большой ракетой в мире.
Вот, что будет, если ракеты поставить рядом.
Для сравнения, крутейший Falcon 9 способен перевезти на Марс около 4 тонн массы полезной нагрузки, а Falcon Heavy, который претендует на звание самой мощной ракеты, собирается осилить 13 тонн. Илон полагает, что ГБР сможет принять несколько сотен тонн, но со временем эта цифра достигнет тысячи. Это звучит немного абсурдно, что громила Falcon Heavy способен перевозить лишь 1 % от того, что ГБР собирается сделать.
Теперь проясним ещё кое-что. То, что я называю Грёбанной большой ракетой состоит из двух частей: Грёбанного гигантского космического корабля и Грёбанного большого бустера.
Грёбанный большой бустер
Самое время поговорить о бустере. Его высота равна двадцатипятиэтажному зданию, а сам Илон называет его «чудовищем». Это самый огромный бустер в истории человечества. Не только физически, но и своей мощностью двигателя.
Когда-то я говорил о том, что мощности девяти двигателей Merlin в Falcon 9 хватит на то, чтобы запустить сорок автомобилей в небо. Это обозначает, что вместо самого Falcon 9 мы могли бы отправить на МКС 360 машин. 27 двигателей Falcon Heavy способны запустить 1000 машин в небо.
Но у ГБР совсем другой двигатель, который получил название Raptor.
Он очень похож на Merlin за одним исключением — он мощнее в три раза. SpaceX удалось достичь это за счёт увеличения давления.
Один двигатель Raptor производит 310 тонн тяги, которых достаточно, чтобы поднять в небо 310 тонн полезной массы или 172 автомобиля, или весь Boeing 747. Raptor крут.
А у ГБР 42 таких двигателя.
Вместе они представляют собой неслыханные 13 033 тонн тяги, которых достаточно для того, чтобы отправить свыше 7000 автомобилей и 50 крупногабаритных самолётов в космос.
Грёбанный большой космический корабль
Ещё у них есть космический корабль, который Space X называют Interplanetary Transport System, который я буду называть ГБКК, потому что мне так больше нравится. ГБКК находится на вершине ГББ. Вы там ещё не запутались? ГБКК и будет содержать в себе людей и груз, которые должны отправиться на Марс. Также на нём желающие будут возвращаться на Землю.
Сам по себе ГБКК размером с 16-тиэтажное здание и имеет ширину 55 футов в самой своей широкой части корпуса. Сначала ГБКК будет способен перевозить сотню тонн грузов и сотню человек, однако Илон полагает, что со временем количество людей можно будет увеличить до 200 и 300 человек. Сделать из него что-то типа круизного судна.
Он оснащён девятью двигателями Raptor, что делают его взлетную тягу намного сильнее, чем у всех современных ракет, включая и будущий Falcon Heavy.
Вот его схема:
Я поинтересовался у Илона, каково это на прокатиться таком корабле. Он ответил: «Представь, что ты находишься в огромном космическом корабле с микрогравитацией. Это будет весело. Ты будешь парить повсюду». Отличная точка зрения.
В презентации Q & A, он добавил: «Это будет очень весело и интересно, вам не придётся скучать. Отсек для экипажа устроен таким образом, что можно будет играть в игры с гравитацией, можно будет плавать в воздухе, будет кино, лекционные залы, домики, ресторан».
Эээ. Круизный корабль с нулевой гравитацией и с таким-то видом. Забронируйте мне место.
Дальше о том, как это, предположительно, будет работать.
1. Посадка на корабль. Запуск ГБР будет производиться с площадки 39А на мысе Канаверал (Флорида), откуда отправлялись астронавты «Аполлона». Это площадка выбрана не случайно. Её строили максимально огромной, потому что ещё не знали ракеты, каких размеров будут запускаться с неё. Добираетесь к месту, поднимаетесь на башню, проходите через мостик, и вы в ГБР.
2. Взлёт. Вы пристегнулись. Ракета взлетает. Через несколько минут первая секция ГББ отделяется и возвращается обратно на землю. Тем временем, ГБКК продолжает полёт и добирается до орбиты.
3. Заправка на орбите. После посадки на Землю ГББ, на него устанавливают новый ГБКК, который наполняют ракетным топливом (жидким кислородом и метаном). Он взлетает снова и отправляется на орбиту, где встречается с вашим кораблем. Они подсоединяются к друг другу, и корабль дозаправляется
Так происходит несколько раз, пока у вашего корабля не будет полный бак. Это очень важный процесс, необходимый для снижения стоимости поездки и её длительности.
Люди всегда полагали, что на путешествие к Марсу нам понадобится от шести до девяти месяцев, но ГБКК способен управиться за три.
4. Полёт на Марс. Дальше вас ждёт три месяца веселья в условиях микрогравитации, в течение которых вы возненавидите всех людей на корабле. Во время путешествия космический корабль будет управляться, используя тягу холодного газа и энергию из огромных солнечных батарей.
5. Вход в атмосферу Марса.
6. Посадка на Марс. В вертикальном положении.
7. Черт знает, что можно ожидать от жизни на Марсе. На раннем этапе колонизации вам придётся много работать для создания первых отраслей. Затем у вас появится альтернатива заниматься исследованиями, предпринимательством или просто искать приключения.
8) Создание ракетного топлива на Марсе. Эта промышленность станет одним из ключевых и самых первых на Марсе. Ракетное топливо состоит из жидкого кислорода (O2) и метана (CH4), которые легко добыть из огромного количества H2O (лёд) и СО2 (основного газа в марсианской атмосфере). Полученное топливо будет использоваться для заправки космических кораблей, которые собираются вернуться на Землю.
9) Решайте: либо остаться навсегда, либо вернуться.
10) Вертикальная посадка на Землю. Космический корабль будет проходить через плановое техническое обслуживание в рамках подготовки к полёту обратно на Марс спустя два года.
11) Станете тем невыносимым мудаком, который при любом случае будет всем рассказывать, как он жил на Марсе.
Задание выполнено.
Вот вам схема для наглядности:
И это видео тоже:
Теперь давайте поговорим о том, как это всё будет происходить.
План
Добро пожаловать в реальность снова. Что же нам придётся преодолеть для того, чтобы у нас появилась марсианская колония с популяцией миллион человек?
Нам необходимо 10 000 полётов, так полагает Илон.
Почему 10 000? Ну, это если учитывать, что в каждую поездку на Марс отправиться по 100 человек, но не следует забывает о тех, кто ещё вернётся назад. В нижней части ГБКК будет находится огромный грузовой отсек. Илон полагает, что мы сможем перевести 10 миллионов тонн груза на Марс за 10 000 рейсов. Это и позволит колонии быть самодостаточной. Правда, это если SpaceX удастся увеличить грузоподъемность корабля, как они обещают.
И когда же начнутся эти 10 000 поездок?
Ну, давайте сравним синодический календарь Земли и Марса, когда Земля и Марс находятся к друг другу ближе всего. Орбита Земли меньше, чем у Марса, так что наша планета кружится вокруг Солнца быстрее. Получается раз в 26 месяцев обе планеты находится относительно недалеко друг от друга. Это и самое удачное время для запуска тура Земля-Марс.
22 мая 2016 года Марс приблизился к Земле максимально близко. Поэтому если вы из тех умников, которые утверждают: «О, чёрт, я вижу яркую звезду. Дайте я достану свой Sky Guide и попытаюсь выяснить, что это за планета, но всем плевать, потому что все мудаки», то вам наверняка известно, что Марс этим летом был особенно ярок ночью. А год спустя он будет на другой стороне солнца от нас, и мы его вообще не будем видеть.
Приближение Земли к Марсу в 2016 году — особенное событие, потому что это в последний раз, когда о таком событии никто не говорит.
Почему? Потому что, начиная с июля 2018 года, SpaceX начнёт отправлять корабли на Марс. И это станет поводом для новостей. Вот предварительный график, если всё пойдёт по плану:
Июль 2018: Отправка космического корабля Dragon на Марс с грузом.
Октябрь 2020: Отправка нескольких Dragon с большим количеством груза.
Декабрь 2022: Первое путешествие ГБКК на Марс. Внутри только груз. Этот космический корабль Илон хочет назвать Heart Of Gold.
Январь 2025: Первые люди отправляются на Марс
Ещё раз прочтите эту строчку.
Январь 2025: Первые люди отправляются на Марс
Дошло? Если всё пойдёт по плану, то марсианский Нил Армстронг впервые сделает маленький шаг 8 лет спустя после этой статьи. Но никто об этом не говорит.
Всё ещё впереди. Через несколько лет когда Dragon совершит свои первые полёты на Марс, а в 2022 году, когда туда отправится ГБКК, то все только и будут говорить об этом. Шумиха усилится, когда объявят первых астронавтов. Все будут восхищаться их храбростью, потому если что-то пойдёт не так, то им несдобровать. В 2024 году они будут на всех первых полосах газет каждый день. Когда они будут приземляться на Марс, то за этим с трепетом будет наблюдать вся Земля. 1969 год повториться вновь.
Во всяком случае всё так запланировано
Илон не очень любит, когда его спрашивают о лунном путешествии и о Ниле Армстронге. Он полагает, что «высадить людей на Луну было захватывающей миссией, но где наша лунная база?». Другими словами, покорение Марса — не способ в очередной раз человечеству польстить самому себе. Речь идёт о строительстве полной самодостаточной цивилизации вне Земли.
Эм, хорошо. Ну, я жду-не дождусь 2025 года. Вот тогда начнётся действительно веселуха.
Получается следующая высадка произойдёт в 2027 году. Если всё будет хорошо, то в этот раз ГБКК перенесёт на Марс ещё больше людей. А первый корабль вернёт с Марса некоторых людей, которые отправились на космическом Мэйфлауре два года назад. Будет устроен праздник. Они станут международными героями, а легендарный космический корабль будет наслаждаться своей пенсией в Музее авиации и космонавтики.
И пока мы будем приклеены к экранам TV12, наблюдая за прибытием первых «марсианинов», некоторые люди будут продолжать трудиться в поте лица. Первым колонистам всегда приходится не легко, но эти познают все тяжести мира. И придётся буквально начинать с нуля: копать рудники и карьеры, создавать заводы, строить первые подземные места обитания, первые марсианские больницы, школы, теплицы, проводить гигантскую систему водопровода и сооружать первый завод для создания ракетного топлива. И всё это придётся проделывать в скафандре и в месте, о котором им известно, что это бледно-голубая точка в ночном небе.
Это будет нелегко, но это того стоит. Илон утверждает: «Вы сможете пойти, куда вам вздумается.. Больше нет никаких фронтиров. Теперь пространство — фронтир, поэтому всё зависит от вашего исследовательского духа».
В апреле 2029 года SpaceX пошлёт ещё одну группу космических аппаратов с людьми и грузом. В этот раз новость не вызовет особого резонанса. Наверняка в 2029 году мы уже привыкнем к мысли, что на Марсе живут люди, и каждые 26 месяцев возникает двухсторонняя миграция.
Растущая колония Марса будет привлекать путешественников, которые росли на книгах о морских путешествиях XV и XVI века и всегда об этом мечтали. Когда я поинтересовался у Илона как быстро будет развиваться колония, то он ответил: «Сравните колонию с организмом. Всё начинается с зиготы, затем появляется многоклеточная структура, а затем — органы. То же самое случится и с Марсом. Марс будет новым Новым Светом».
В 2031, 2033 и 2035 годах ещё больше людей ринутся к новому Новому Свету. Город на Марсе станет частью нашей истории. Мы будем читать Twitter своих любимых марсианских журналистов, чтобы быть в курсе, что там происходит. Мы все будем смотреть первые марсианские реалити-шоу. И некоторые из нас подумают: «Может, мне тоже стоит посетить Марс до того, как стану старым и грустным?»
В 2050 году население Марса составит сто тысяч человек. Возможно, что компания, где работает ваш сын откроет там филиал, и ему придется попрощаться с парочкой своих соработников и отправиться туда на 52-месячное пребывание. Он не очень хочет туда ехать, потому что ему не хочется перевозить девятилетнюю дочку и менять её жизнь. Вы беспокоитесь, даже если вы знаете, что это глупо. Вы просто помните дни, когда полёт на Марс был рискованным и опасным, и какая-то часть вас по-прежнему боится его. А что, если ваша внучка не вернётся?
В 2065 году свыше 1000 кораблей будут вести на своём борту 500 человек и пару тысяч тонн грузов. Полмиллиона людей будет совершать путешествие каждые два года, из них 50 000 вернутся на Землю. Путешествие будет длиться около 30 дней, а его стоимость составит 60 000 долларов, и большинство людей просто будут платить за него работой на Марсе (труд будет в огромном спросе, так как колония будет разрастаться и будут появляться новые города).
Многие будут с ностальгией обсуждать первые дни колонии Марса, когда она финансировалась только Space X или их грузовыми клиентами, движимыми амбициями и изобретательностью. Но теперь появятся десятки компаний, специализирующих на перевозках Земля-Марс, и ещё сотни компаний, которые будут развивать предпринимательство на Марсе. Осталось только купить билет.
Десять лет спустя население колонии составит свыше миллиона человек. Скромные праздники вспыхнут в обоих мирах, хотя большинству конечно же уже будет всё равно.
***
Всё то, что вы сейчас прочитали, основано на телефонном разговоре с Илоном. Например, он сам заявил: «Я надеюсь, что спустя 50 лет после первой высадки, нам удастся достичь населения в миллион человек».
По крайней мере, это основано на позитивных предположениях Илона Маска. Он был очень осторожен, чтобы обойти стороной всякого рода предсказания: «Так всё может произойти, если всё будет хорошо, но мы не можем предсказать всё». Он подчеркнул, что «у SpaceX нет ответов на все вопросы, мы хотим показать лишь то, что возможно». Что касается вещей, которые могут пойти не так, он перечислил несколько (например, Третья мировая война) и то, что он может умереть раньше положенного, и тогда активы компании перейдут к людям, которые будут заинтересованы в прибыли, а не сосредоточены на создании цивилизации на Марсе.
Но если SpaceX сможет заложить фундамент для такой программы, то это сможет расширить потенциал человечества. Он объясняет:
Дело не только в резервном жёстком диске, но и в том, чтобы действительно изменить человечество в планетарном масштабе. По сути мы сможем установить регулярный грузовой маршрут на Марс. Вследствие экономической межпланетной торговли появятся ресурсы и стимулы для улучшения космических транспортных технологий, и я думаю, что тогда всё действительно выйдет на совершенно новый уровень. То, что я описываю, может показаться безумным, но это на самом деле способно сделать нас цивилизацией двух планет. Посмотрите на судоходные технологии в Европе. Корабли были довольно паршивыми, когда всё, что вам нужно было пересечь это Средиземное море. Коммерция была связана с судами малой дальности. Спустя 1500 лет после Юлия Цезаря вы всё еще не могли пересечь Атлантику. Но как только появилась причина, чтобы переплыть Атлантический океан, судоходные технологии значительно улучшились. Для этого понадобилось основание американских колоний.
Сотрудники SpaceX считают, что когда мы осилим Марс, то остальная часть Солнечной системы также станет для нас покоряемой. Поэтому они изображают ГБР на орбите Юпитера.
И Сатурна:
А также в других мирах нашей Вселенной:
Они надеются, что со временем у человека появится возможность отправиться в любой уголок Солнечной системы, что приведёт к новой золотой эпохе исследований.
Оригинальная статья: WaitButWhy
Автор: Тим Урбан
Дата: 28 сентября 2016