Сегодня в фотографии дня мы решили поговорить о смещении. Оно происходит в обстоятельствах или режиме, когда нечто перестает действовать по своим привычным законам. Вроде бы составляющие схожи с теми, что мы привыкли видеть, но что-то немного не так. Дело всегда именно в "немного". Только в этой, едва заметной, степени мы понимаем, что происходит не радикальное вторжение и изменение чего-то устоявшегося, а именно смещение, которое и определяет его как искусство.
Казалось бы, странно в рамках канала о современном искусстве, и фотографии в ней, смотреть обычную модную фотосессию - несколько изображений, снятых специально для журнала Vogue, в 2009 году. Вроде бы всё привычно для журнальной съемки — красивые интерьеры, красивая женщина, позирование, и особенно принадлежность к модной съемке доказывает героиня — супермодель Клаудиа Шиффер. Важное отличие в том, что снимает эту сессию художник - австриец Эрвин Вурм / Erwin Wurm.
С начала 80-х годов он стал известен тем, что в общественном пространстве герои, которых он снимал, превращались в "одноминутные скульптуры". Изучая живопись в Университете искусств в Вене он неожиданно перешел к изучению скульптуры, которое на следующее десятилетие определило его исследовательские формальные поиски. И задаваясь вопросом о том, что такое скульптура, что значит сделать скульптуру, он выделял её отличительные черты — это двумерный объект, трехмерный, и время, которое тратится на его создание и рассматривание, и масса, объем, поверхность, фактура и др. Скульптура - это что-то постоянное, застывшее, но выходящее за рамки привычной телесности и формы.
Одноминутные скульптуры, которые Вурм реализовывал в ранних работах для камеры, и в общем-то посредством неё, находятся не только на стыке фотографии и скульптуры, но их можно увидеть и дальше — как эфемерную работу, и партисипаторную (то есть такую, в которой есть соучастие, фотографа и героя, героя и камеры, героя и пространства съемки).
Внеся в наш разговор скульптуру, а затем снова вернувшись к рассматриванию фотосессии с Клаудиой Шиффер, мы можем задаться вопросом - на что мы смотрим, когда мы смотрим на эти фотографии?
Если привычно в модной съемке модели принимают ту или иную позу, чтобы показать в первую очередь одежду, то позы на этих снимках определяются не одеждой и транслируемым модным образом (отметим при этом, что одежда, тренчкот, на Шиффер на протяжении всей съемки не меняется), а тем, какую (новую?) форму приобретает и задерживает тело.
Если тело модели задерживает форму, то каковы свойства этой формы? Похожа ли она на что-то знакомое? Определенно, она, как минимум, отрицает привычную модную позу. Насколько эта форма устойчива и чем похожа она на скульптуру? Если скульптурой можно назвать нечто застывшее — действие, растянутое во времени (1 минут) или в определенной форме — положение сложного или невозможного характера, то способом, который эту форму схватывает, является фотография.
Складывая все условия, мы думаем, что мы привычно смотрим на модную фотосессию, но находим себя в процессе рассматривания эфемерного действия. Мы смотрим на рождение формы — попытку тела быть устойчивым в качестве части неустойчивой, одноминутной, скульптуры.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.