Зимний город весьма интересен для съемок: листва деревьев не заслоняет красивые постройки, а снег выступает в качестве отражателя, подсвечивая тени. Где искать сюжеты, и что нужно учитывать в зимних фотопрогулках.
Многочисленные световые украшения, которыми декорируют городское пространство к Новому году и Рождеству, делают снимки праздничными и нарядными.
Кроме того, зимняя природа не пестрит красками, и можно акцентировать внимание на цвете зданий.
Речь, естественно, идет о классической зиме с белым снегом и соответствующей температурой, а не о состоянии межсезонья — то затянувшегося ноября, то неожиданного марта.
Мне нравится снимать в снегопад, когда падают крупные снежные хлопья. Город на некоторое время становится белым и чистым.
Особенно эффектными получаются фотографии, снятые в снегопад в городе в вечернее время, когда снег подсвечивается фонарями и фарами машин и хорошо виден на фоне темного неба и городских зданий.
Снегопад можно снимать по-разному: отдельными снежинками-точками, превратить его в траектории летящих снежинок или туманную дымку.
Все зависит от того, с какой выдержкой его снимать. Для отдельных точек нужно подбирать выдержку от 1/50 и короче, в зависимости от скорости падения снега и скорости ветра. Для тихой погоды и легких неспешно падающих снежинок достаточно бывает и 1/50, а для мокрого снега с ветром — иногда и 1/200 не хватает. Для таких съемок нужно ставить высокое ISO 800-3200, в зависимости от освещенности.
Проще всего снимать снегопад, превращая его в туман: достаточно поставить камеру на штатив, установить выдержку от 2 секунд и дольше, что для вечернего времени не проблема. Штатив в зимнее время необходим из-за короткого дня: в вечернее время и ранним утром бывает много интересных сюжетов.
Для съемки в снегопад желательно иметь охлажденную камеру, чтобы попадающие на нее снежинки не таяли и их можно было быстро смахнуть. Достаточно, например, погулять некоторое время на улице. Перед тем как убрать камеру в сумку, нужно обязательно смахнуть весь снег, чтобы он не начал таять, особенно если вы собираетесь вернуться домой или зайти в помещение.
Если все убрать не удалось, то по возвращении можно оставить камеру рядом с батареей отопления и окном (там самый сухой воздух), предварительно вытащив из нее аккумулятор и карту. Попробуйте убрать остатки снега кисточками и зубочистками с внешних поверхностей. И периодически вытирайте то, что не удалось убрать. В идеале оставьте камеру в районе батареи (но не на батарее!) на долгое время (на ночь), дайте ей полностью высохнуть. Имеет смысл перевернуть камеру, поскольку снег падает сверху, чтобы оттаявшая вода не протекла внутрь через верхние кнопки и прочие щели на корпусе.
При снегопаде снег часто летит прямо в объектив, поэтому хорошо всегда иметь наготове что-то сухое, чем можно вытереть переднюю линзу или защитное стекло, особенно если снег мокрый. Для этого подойдут одноразовые бумажные носовые платки, которые можно регулярно менять. У меня в фоторюкзаке обычно всегда лежит пара пачек.
Когда наступает морозная ясная погода, можно сделать интересные кадры. Воздух становится менее прозрачный, с морозной дымкой, что создает красивый эффект, особенно на рассвете или закате.
Не до конца замерзающие зимой городские реки все-таки начинают покрываются льдом, или по ним начинают плавать льдины.
На деревьях, металлических оградах и решетках парков, мостов и прочих городских украшениях появляется иней.
Снимать в таких условиях на улице непросто, нужна подходящая одежда. Та, в которой все добегают до метро и офисов, вряд ли подойдет. Можно, конечно, заходить погреться в кафе или магазин, но вы можете пропустить интересные кадры. К тому же не всегда кафе будет находиться рядом с местом съемки или будет открыто в это время — особенно в небольших городках рано утром.
Особенно важно для зимней съемки правильно подобрать перчатки: обычно руки у фотографа — самая мерзнущая часть тела, ведь приходится держать холодную камеру. Толстые варежки или перчатки не очень подходят, потому что кнопку через них не нажмешь, объектив не поменяешь, придется их снимать с рук. А в тонких быстро замерзнешь.
Есть разные варианты тонких перчаток внутри рукавиц, у которых откидывается та часть, где пальцы. Подойдут и трехпалые перчатки-варежки, так называемые стрелковые, у которых разделены указательный и большой пальцы. Нужно пробовать, в чем будет удобно вам.
Бывают даже перчатки с электроподогревом на батарейках — тоже вариант. Можно приобрести одноразовые химические грелки для рук. Они достаточно дешевые и продаются в спортивных, туристических магазинах, в отделах для рыбаков и охотников. Такие же грелки есть для ног, но они неудобны тем, что активируются при надевании (это тонкие листы между стелькой и носком), а грелки, как правило, требуется потом, но в некоторых случаях и они могут быть полезны. С ними очень понравилось фотографировать, ощущение, что держишь руками горячую чашку, руки не мёрзнут совсем и всему телу от этого теплее. Даже голыми руками получается менять оптику в -30 ).
Я пока, в основном, обходился двойными перчатками — тонкими флисовыми, а сверху либо лыжные на современном утеплителе, либо кожаные с мехом, когда совсем морозно. Что-то можно сделать, не снимая двух перчаток, что-то — сняв верхнюю. Например, смена оптики возможна только либо в тонких перчатках, либо совсем без них.
Вообще к одежде для съемок в городе стоит подойти ответственно. Лучше всего подойдет современная туристическая одежда и обувь для холодного времени. Скорее всего, придется и много ходить, и много стоять, особенно если будут вечерние съемки со штативом. Если планируются заходы в музеи, лучше одеться многослойно, чтобы на выставке иметь возможность снять часть теплой одежды.
Нужно иметь ввиду, что на холоде аккумуляторы значительно быстрее разряжаются, и чем холоднее, тем быстрее происходит этот процесс. Поэтому обязательно нужно иметь запасной или несколько, в зависимости от предполагаемой длительности съемки. Аккумуляторы обязательно держите во внутреннем теплом кармане. Иногда замерзший аккумулятор из камеры отогревается и позволяет еще снимать. В сильные морозы так и приходится менять их друг с другом — пока один мерзнет, другой отогревается.
В морозную погоду часто можно наблюдать разновидность гало — парагелии, когда радужные светящиеся пятна возникают на уровне солнца.
На морозе все детали камеры и объектива сильно уменьшаются (термическое расширение-сжатие), загустевает смазка — вплоть до того, что перестает крутиться зум или фокусировка, моторы автофокуса при этом тратят больше электроэнергии на преодоление этого сопротивления. В такие моменты надо аккуратно пользоваться техникой, чтобы ничего не сломать. Если что-то начинает вращаться с трудом, то применять грубую силу не стоит.
Одно из преимуществ зимы — поздний рассвет: не нужно очень рано вставать, особенно в северных регионах. К тому же в короткий зимний день, особенно в декабре-январе, свет практически все время режимный из-за низкого положения солнца над горизонтом.