Видимый мир, населенный людьми, тюрки называли Йер-суб (земля-вода), а алтайцы самим словом «Алтай». Своя, родная земля — понятие не только географическое, это земля, на которой человек родился и вырос, земля его рода. За нее в бою умирают, так как изгнанному народу на чужбине не будет покровительства богов этой земли, а значит, и счастья.
Невидимый срединный мир (или иначе его называли иной мир) заселен духами — хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников и т.д., которые управляют видимым миром. Алтайское название «эзи» - «хозяин» - подтверждает отношение к таким духам как к истинным хозяевам природы.
Состав божеств и духов Срединного мира был наиболее многочисленным, раздробленным на категории. К ним алтайцы могли обращаться без помощи кама. Отношение к хозяевам местности влияло на выработку морально-этических норм поведения, которые сводились к различным запретам, оберегающим от людей покой хозяев местной природы и их богатства (растительный и животный мир).
Для того чтобы заслужить благорасположение хозяев местности, алтайцы вешали на деревья «дьалама» — ленточки из материи только светлых тонов. Их подвязывали главным образом на березу или лиственницу, поскольку ель, пихта или кедр имеют «кара агач»-«темные листья», т.е. хвою. Если на горе или у ее подножия не росли деревья, тогда складывали кучу камней холмиком («обо»), и около нее приносили жертвы.
Хозяевам местности, кроме ленточек, дарили пучки волос из гривы или хвоста коня, монеты, охотники оставляли пулю. Если при себе имелась молочная водка (арака), обязательно брызгали несколько капель — угощали хозяина местности.
Каждый путник, оставляя жертву, просил благословения у хозяина этой местности, но если не знать слов обращения (алкыш), лучше ничего не говорить, так как словесная путаница может рассердить хозяина местности.
Издревле почитанием, смешанным со страхом, пользовались родники, потому что родник течет из-под земли и уже тем самым связывает оба мира — подземный и срединный. Родники подразделялись на «кара» («черный») родник и «ак» («белый», прозрачный) родник. Вода в кара-роднике обычно обильная и черная. Такой родник в основном использовался для лечебных целей: водой смачивали больные суставы. Вода в ак-роднике — без мутей и примесей, имеет целебные свойства, такую воду пили, в ней купались. Здесь можно усмотреть связь с русской сказочной Живой и Мертвой водой.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима