Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Огонь - мать всех людей

Тенгрианство - по Л. Н. Гумилёву, комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Слово образовано от общеалтайской лексемы Тенгри с изначальным значением «Клятва, божество» — обожествлённого неба («Кок Тенгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог)

Со временем тюркские и исконно алтайские верования так плотно переплелись, что сейчас трудно разобраться, какие космогонические представления алтайцев отражают первобытные родовые и тотемистические культы, а какие появились под влиянием религии тюрков.

-2

Известно, что и шаманизм, и тэнгрианство представляют трехчастное строение Вселенной: в верхней части (небе) обитают светлые и доброжелательные по отношению к человеку духи, в средней (земле) – духи природы, а темные, враждебные человеку духи, обитают в подземном мире. При этом каждая часть сама по себе похожа на слоеный пирог, и всего слоев во Вселенной разные народности называют разное количество.

Первое различие наблюдается в имени верховного божества. У тюрков это Великий Дух Неба Тэнгри, который распоряжается судьбами и целых народов и их правителей. У алтайцев слово «Тэнгри» постепенно стало обозначать Небо вообще в значении всемогущего божества, которое обитает на верхнем слое и никак не вмешивается в людские дела.

-3

В призываниях же чаще фигурируют два брата, Ульгень и Эрлик, которые в свое время вместе сотворили мир и людей, но потом поссорились, и Эрлик был отправлен в Нижний мир, откуда и обучил первых камов ("кам" - по-алтайски "шаман"). Ульгень является верховным божеством, и камлать ("камлание" - работа кама, т.е. отправление религиозного обряда) Ульгеню имеют право только особые «белые» шаманы.

-4

Во-вторых, женское божество Умай, у тюрков любимая жена Тэнгри, дававшая особую божественную силу людям, у алтайцев стала рассматриваться только как покровительница рожениц и маленьких детей от злых духов земного мира.

-5

По представлению тюрков, божество Огонь было внуком Духа Неба Тэнгри и сыном Солнца. Братом его была молния. Поэтому, несмотря на то, что Огонь родился и вырос на Земле, после смерти он в виде дыма поднимается в Небо, чтобы вновь вернуться на Землю. У алтайцев Огонь олицетворялся с женским образом— Ут-эне, огонь-мать. Ут-эне считалась матерью всех людей.

-6

Луна и Солнце тоже были почитаемыми божествами, причем Луну не только уважали, но и боялись, поскольку в ночной темноте – времени Луны – отовсюду вылезали злые духи. В то же время в женщине и луне видели одну и ту же тайную силу: женские циклы, ее таинственные кровотечения, совпадали с месячными фазами луны. Беременность женщины длится примерно девять лунных месяцев, и в полнолуние женщины рожают чаще.

-7

Кроме них, тюрки называли еще девять божеств, правящих Вселенной: Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Движение воздуха объяснялось перемещением духов, поэтому когда кам, путешествуя по слоям мироздания, крутился по часовой стрелке, считалось, что он собирает доброжелательных духов-помощников. Если же в поле встречали вихрь, крутящийся против часовой стрелки, то опасались нашествия злых духов.

По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима