Этот невероятный бой можно было бы посчитать за выдумку, если бы о нем не стало известно из мемуаров генерал-полковника Эриха Рауса, который командовал боевой группой , созданной из 6-й танковой дивизии.
Эти трагические события произошли на третий день войны, 24 июня 1941 года, в пяти километрах от г. Расейняй, недалеко от деревни Дайняй, что расположена на территории Литвы.
Солдаты группы «Рауса» должны были доставить боеприпасы для своих, ведущих наступление, подразделений В полутора километрах от своего КП, они увидели одиноко стоящий на перекрестке советский танк КВ. По словам местных жителей этот танк въехал на перекресток еще ночью.
Танкисты, заметив немецкие автомашины, открыли по ним огонь, что заставило немцев поспешно ретироваться. В немецком штабе поднялась тихая паника, так как по данным разведки, где-то в этом районе русские готовили контрудар. К тому же на КП прервалась связь со штабом дивизии.
Пока немцы выясняли ситуацию, танк обстрелял колонну с горючим и боеприпасами, уничтожив 12 грузовиков.
Одинокий танк стоял на перекрестке, в глубоком немецком тылу, а с обеих сторон от него образовался затор. Танк перерезал единственную дорогу пригодную для продвижения и снабжения.
Несколько часов немцы не знали, что им предпринять, а танк, время от времени постреливал в сторону Расейняя.
Немало времени ушло у немцев, пока они смогли разобраться, что их продвижение застопорилось всего лишь из-за одного танка русских. А танк, как одинокий воин, решивший принять свой последний бой, стоял на перекрестке.
Нещадно палило солнце, вокруг танка образовалось как бы мертвое пространство, которое немцы боялись пересекать. Стоило им подойти на расстояние действительного огня, как из танка раздавались пулеметные очереди или выстрел танковой пушки.
Группа Рауса остро нуждалась в боеприпасах, а этот танк перекрыл единственную дорогу снабжения. Пытаясь найти объезд, немцы безнадежно утопили несколько автомашин в болотах, окружающих этот участок.И поледовал приказ: Танк немедленно уничтожить.
Для выполнения задачи с тыла была подтянута батарея 50 мм противотанковых пушек. Задача артиллеристам казалась не сложной. Надо было просто уничтожить русский танк, экипаж которого, похоже, даже и не увидел как немцы разместили свою батарею, так как башня была развернута в сторону Расейняя.
Вот раздались выстрелы и стали заметны первые попадания. Наблюдавшие эту картину пехотинцы, встретили попадания радостными возгласами. Потом снаряды стали попадать в танк один за одним и, казалось, что с танком русских покончено навсегда. Германское оружие одержало очередную победу над восточными варварами. Танк молчал, казалось, что дорога свободна и можно продолжать движение. Но, неожиданно, у мертвого, казалось бы танка, зашевелилась башня, и его орудие развернулось в сторону стрелявших.
Можно было только представить, что испытали танкисты во время обстрела. Снаряды хотя и не смогли пробить броню, но от их попадания в танке стоит такой грохот, что могут лопнуть барабанные перепонки, открыться кровотечение из ушей, носа, а можно просто потерять сознание. К тому же еще стояла невыносимая жара, на солнце броня раскалилась до такой степени, что к ней невозможно было прикоснуться рукой. Но танкисты продолжали стоять.
Прозвучали несколько выстрелов из танка и два расчета были уничтожены на месте, а два оставшихся орудия были повреждены. Немцы попытались обстрелять танк с закрытых позиций из 105-мм гаубицы, однако все было бесполезно. Танк непоколебимо стоял на своей позиции. Еще по боям во Франции, Раус помнил, как уверенно с толстобронными французскими танками расправлялись 88-мм зенитные орудия. Вышестоящее начальство одобрило действия Рауса и выделило ему одно орудие из резерва.
Расчет орудия, прячась за сгоревшими грузовиками, вытащили зенитку на прямую наводку. До танка было примерно метров семьсот. Казалось бы, еще мгновение, и с ненавистным танком будет покончено.Но....Танкисты хладнокровно подпустили зенитчиков поближе и когда они уже приготовились открыть огонь, хладнокровно расстреляли их.
Немцы были в ступоре. Один единственный танк остановил продвижение целой танковой группы. Невозможно было обеспечить снабжение ушедших вперед подразделения, вывезти раненых. Немцы несли потери, но разблокировать перекресток им так и не удавалось.
Наступила ночь. Из-за злосчастного русского танка срывались все тщательно разработанные планы и немцы решили заложить под танк взрывчатку. Пользуясь темнотой, минеры скрытно подкрались к танку и заложили заряды. Но, сразу же после их взрывов, раздались выстрелы танкового пулемета. Группа вернулась, но одного сапера они потеряли. Он забился в канаву и, лишь утром, вернулся в расположение немецких частей. От него узнали, что единственного успеха, которого добились немцы в ночной вылазке, это порванные гусеницы КВ.
Отчаявшийся Раус попросил поддержки авиацией. Но, пикировщики Ю-87 нужны были повсюду и ему было отказано.
В бой был брошен танковый батальон, состоящий из легких танков чешского производства. Броня КВ им была не по зубам, но в этом и не было необходимости. Танки выполняли отвлекающий маневр.
Пока экипаж КВ вел с ними бой, немцы скрытно выдвинули на прямую наводку несколько 88-мм зенитных орудий. Прозвучал выстрел. Снаряд ударился о броню танка.Заметив смертельную опасность, танкисты попытались развернуть башню в сторону противника. Немцы произвели по танку еще несколько выстрелов и танк замолчал. Наученные горьким опытом, немцы произвели по танку еще несколько выстрелов, но к их удивлению, танк так и не загорелся. С большой опаской они приблизились к КВ. К из величайшему изумлению, из семи снарядов зенитки, что попали в танк, только два пробили его броню. Больше пробоин не было.
Осмелевшие немцы забрались на башню танка и попытались открыть его люк. Он не поддавался. Внезапно, башня танка начала поворачиваться и немцы в ужасе кинулись в разные стороны. И лишь один из них не растерялся и сунул в пробоину, сделанную зениткой в башне, гранату. Раздавшийся взрыв сорвал крышку люка. С танком было покончено. Весь экипаж погиб.Немцы были потрясены героизмом и стойкостью русского экипажа и похоронили погибших тут же у дороги, отдав им воинские почести. Дорога была разблокирована.
В 1965 году местные жителе указали, где были захоронены герои. В могиле были обнаружены две фляжки, три авторучки, два офицерских ремня и ложки, на которых было выцарапано Смирнов В.А и Ш.Н.А.
Так же был обнаружен портсигар , в котором лежал комсомольский билет и квитанция, на которой удалось прочитать фамилию одного из героев. В квитанции было указано, что Ершов Павел Егорович сдал паспорт, выданный Псковским отделением милиции 11.02.1940 г.
Танкисты с почестями были перезахоронены на воинском кладбище Расейняя.
Перед лицом смерти они не струсили, не подняли руки, чтобы сохранить свою жизнь. Да, они все погибли, но они победили смерть своим бесстрашием, мужеством и стойкостью!
ВЕЧНАЯ СЛАВА ВАМ, СЫНЫ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ, СЛОЖИВШИМ СВОИ ГОЛОВЫ, ЗАЩИЩАЯ РОДИНУ!