Найти тему
linorius

Операция "Внезапная ярость"

Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные, Прощайте, друзья - "Гренада, Гренада, Гренада моя!"

В 1974 году маленькое государство Гренада обрело независимость от Британской империи, чьей колонией оно было с 1783 года. Само собой люди радовались свободе, правда, продолжалось это недолго. Реформы нового премьер-министра Эрика Мэтью Гэйри, проводимые по западному образцу (см. Россия) оказались настолько « успешными», что спустя уже семь месяцев уровень жизни островитян упал в несколько раз. Люди вкусили прелести Демократии и Свободы полной ложкой: безработица, необузданная коррупция как двигатель экономики, произвол чиновников, гигантская пропасть между богатыми и бедными. Так долго продолжаться не могло, и вскоре на политической арене появилась новая левая оппозиция, руководимая юристом Морисом Бишопом. В ответ на это по сути диктатор Гэйри начал проводить репрессии против неугодных. Пострадал даже отец Бишопа.

Наконец, в 1979 году произошел переворот, в результате которого к власти пришел Бишоп. Несмотря на свои левые убеждения Бишоп повел себя достаточно здраво, рассуждая таким образом: да, СССР силен, но он далеко, а маленькая Куба при всем желании не сможет защитить Гренаду. Бишоп принимает решение обратиться за помощью в Госдеп. И вот тут американцы проявляют чудеса политической и дипломатической «прозорливости». Из Америки приходит чек на сумму пять тысяч долларов. Любой адекватный человек воспринял бы это как оскорбление или неудачную шутку. Бишоп сразу же обратился к Кубе и СССР.

Американцы поняли - срочно нужно предпринимать какие то меры, тем более, что ситуация складывалась у них весьма непростая: в Никарагуа приходят к власти сандинисты, а партизанам в Сальвадоре удается добиться серьезных успехов. Кроме того, морские торговые пути и пути доставки нефти в США проходят рядом с берегами Гренады. Вскоре английская фирма начинает строительство крупного международного аэропорта в Пойнт-Салинас. Работы ведут кубинские специалисты и строители. Официально аэропорт был необходим для развития туризма в стране, однако, американский президент Р. Рейган заявляет, что аэропорт может быть использован как военный или как перевалочный пункт для отправки оружия партизанам Латинской Америки и необходимо не допустить его строительства. Ситуация накаляется.

США разворачивают против Гренады настоящую травлю. Создается марионеточный Союз восточно-карибских государств, по просьбе которого в дальнейшем произойдет вторжение. Гренаду наводняют агенты ЦРУ и провокаторы, активно поддерживается правая оппозиция, международные финансовые организации отказываются предоставлять финансовую помощь, американский флот всячески демонстрировал свое военное присутствие в регионе. Рядом с берегами Гренады ВМФ США проводит военные учения…

Повод для вмешательства во внутренние дела Гренады появляется быстро. 13 октября 1983 года в стране вспыхивают беспорядки, в ходе которых премьер-министр Бишоп был убит. Власть берет в свои руки революционный военный совет во главе с генералом Остином. Якобы по просьбе Союза восточно-карибских государств, для восстановления «конституционного порядка» на острове, американцами было принято решение о военном вторжении. Формально со стороны Союза восточно- карибских государств в конфликте тоже должны были принимать участие войска. Однако, они прибыли после окончания активной фазы боевых действий и состояли в основном из медиков.

Из состава 2-го флота США были сформированы авианосная и амфибийная группы, насчитывающие 11 боевых кораблей. В авианосную ударную группу вошли авианосец “Индепенденс”, крейсер “Ричмонд К. Тернер”, эсминец “Кунц”, эскадренные миноносцы “Мусбрагер” и “Керон”, фрегат “Клифтон Спраг”. Амфибийная группа состояла из десантного вертолётоносца “Гуам” с батальоном морской пехоты на борту, десантно-вертолётного корабля “Трентон”, танкодесантных кораблей “Менитуок” и “Бернстейбл”, десантного транспортного дока “Форт Спеллинг”. На кораблях амфибийной группы находились около 9 тыс. десантников, имевших на вооружении миномёты, артиллерию, бронетранспортёры и танки M60A. Поддержку с воздуха обеспечивали 20 тактических истребителей, 3 самолёта ДРЛО АВАКС, около 60 военно-транспортных самолётов С-5А, С-141 и С-130, самолёты разведчики RC-135, R-71, U-1 и самолёты специального назначения AC-130, EC-130. В качестве высадочных средств американцы могли использовать более 30 транспортно-десантных вертолётов и свыше 20 пехотно- и танкодесантных катеров. Ядро штурмовой группы составляли: 22-й усиленный батальон морской пехоты, считавшийся элитным даже для морской пехоты, 2 батальона 75-ого полка рейнджеров, и две бригады 82-ой воздушно-десантной дивизии. Для разведки, диверсий и захвата плацдармов планировалось использовать подразделение “Дельта” и боевых пловцов. Всего на остров планировали высадить около тысячи человек с моря и около 5 тысяч с воздуха. Силы флота, сведённые в единую оперативную группу, возглавлял командующий 2-м флотом США вице-адмирал Дж. Меткафом. Командовать десантниками назначили генерал-майора Н. Шварцкопфа. Общее руководство операцией было поручено главнокомандующему вооружёнными силами США в зоне Атлантического океана адмиралу В. Макдональду.

Вооруженные силы Гренады, конечно, были намного скромнее и состояли из порядка 1000 военнослужащих, вооруженных стрелковым оружием – автоматами и винтовками. Кроме того, было не более 5 советских бтр 60 и бтр 70, а на возвышенностях, возле строящегося аэропорта и в столице Гренады установили несколько пулеметов ДШК и зенитных автоматов. И это все.

-2

Аэропорт в Пойт-Салинас строили гражданские кубинские специалисты, среди которых было около сорока учителей и врачей и только 40 солдат. Всего кубинцев было 784 человека.

Американцы никак не рассчитывали на серьезное сопротивление, но они жестоко просчитались.

Операция «Urgent Fury» («Вспышка ярости») началась в 05:00 утра, когда 40 бойцов «Дельты» были десантированы над аэропортом в Пойнт-Саллинас. Задачей бойцов спецотряда был захват плацдарма для высадки 500 рейнджеров, силами которых планировалось наносить основной удар. После этого на взлетно –посадочных полосах должны были приземлиться самолеты С-41 с частями 82 воздушно-десантной дивизии. Но американцев подвело их невнимание к деталям. Кубинский часовой заметил парашютистов и поднял тревогу. К настоящему бою бойцы «Дельты» оказались не готовы. У них не было соответствующего оружия и амуниции. Короткоствольные автоматы «хеклер и кох» никак не подходили для борьбы с «калашниковыми», а черный камуфляж демаскировал бойцов на открытой местности аэропорта. От полного уничтожения «Дельту» спас только спешный десант рейнджеров и поддержка штурмовой авиации. Даже в этих условиях потери были очень серьезными: 6 человек убитыми и 15 ранеными.

Бойцы «дельты» так и не смогли уничтожить расчеты зенитных пулеметов, и командованию операцией пришлось менять свои планы на ходу. Вместо предполагаемой изначально высоты десантирования в 450 м. для снижения потерь в личном составе пришлось выбрасывать десант под кинжальным огнем пулеметов с высоты 150 м. Под огнем несколько пилотов запаниковали и выбросили десантников в отдаленной точке Гренады. Это послужило причиной серьезного скандала и командование десанта даже подало на ВВС в суд, но это нелепое дело пришлось замять в спешном порядке.

К 12 часам дня десантникам в ходе ожесточенного боя удалось сломить сопротивление защитников аэропорта и оставшиеся части высаживались уже посадочным способом.

Операция продолжалась. Вертолеты корпуса морской пехоты, взлетевшие с вертолетоносца Гуам, должны были высадить две роты морских пехотинцев во втором по значению аэропорте страны - Перлс. Поначалу операция захвата аэропорта развивалась успешно, морские пехотинцы перебили немногочисленных защитников аэропорта и благополучно встретили подкрепление с бронетехникой. Однако огневой удар вертолетов был нанесен вслепую, из- за того, что высадившаяся ранее четверка боевых пловцов – знаменитых « Морских Котиков» - которая должна была корректировать огонь вертолетов напоролась на кубинского часового и вступила с ним в перестрелку. В результате боя с подоспевшими кубинскими солдатами трое «Морских Котиков» погибло.

Группы спецназовцев пытались взять под контроль и другие важные объекты инфраструктуры Гренады: островную электростанцию, тюрьму, радиостанцию, телефонную АТС. Относительным успехом увенчалась только попытка захвата электростанции, остальные планы командования были сорваны. Например, взвод « Морских Котиков» (22 человека) выдвинулся к поместью английского подданного П. Скуна, что бы взять его и членов его семьи под охрану. Однако в процессе следования по маршруту «Морские Котики» напоролись на два бтр 70 с кубинцами на борту. В результате вспыхнувшей перестрелки отряд американцев понес потери и только ураганный огонь подоспевшей штурмовой авиации заставил кубинцев отступить. «Отважные» американские спецназовцы смогли наконец взять Скуна под свою охрану.

Но самые большие просчеты и потери были у американцев впереди. Американское командование планировало захватить тюрьму «Ричмонд-Хилл» и освободить из нее политических заключенных и просто уголовников. Планировалось, что шесть вертолетов скрытно подлетят к тюрьме и высадят бойцов отряда «Дельта» на крышу самой тюрьмы и здание казармы охраны. Однако при подлете к точке высадки вертолеты оказались под плотным прицельным огнем пулеметов и автоматов солдат охраны. Их уже предупредили и они подготовились к встрече незваных гостей. Эффектная попытка высадки спецназовцев по сброшенным с вертолетов тросам обернулась для них катастрофой. Пулеметчики тюрьмы расстреливали бойцов многострадальной «Дельты» как на стрельбище даже прямо в вертолетах. Этот инцидент был заснят на видеокамеру туристом, случайно оказавшимся в зоне боевых действий. И весь мир, в том числе и Америку облетели кадры бездарной гибели ее лучших сынов. Апофеозом этого видео был сбитый вертолет, который эффектно, « по- голливудски» пролетел через кадр, упал в зоне морского прибоя и взорвался.

-3

Наиболее ожесточенные бои происходили в столице Гренады – городе Сент-Джорджес. Американцы использовали тут всю мощь своей армии. Вертолеты, корабельная артиллерия штурмовая и бомбардировочная авиация «работали» по городу несколько дней. Удивительно, что на столицу не сбросили атомную боеголовку… И тем не менее, несмотря на все титанические усилия, выбить защитников из столицы удалось только через четыре дня - 29 октября. Войска Гренады и кубинцы отступили в горы. После захвата радиостанции «Свободная Гренада» она тут же была переименована в «Радио Острова Пряностей». Американское командование вело передачи с этой станции на английском и испанском языках с призывом сложить оружие ввиду тщетности дальнейшего сопротивления. На английском языке начала издаваться газета «Голос Гренады» и множество листовок пропагандистского характера. Вот текст одной из них: «Эти преступники пытались продать Гренаду коммунистам. Теперь они сдались. Народ Гренады никогда больше не позволит таким людям захватить власть и причинить столько страданий. Поддерживайте демократию в Гренаде»

Кульминационным моментом психологической операции на Гренаде явилось обращение к кубинцам, делавшееся одновременно с движением цепей американских десантников с оружием в положении “на плечо” в сторону занимаемых ими позиций. Передвижная звуковещательная станция в это время передавала следующий текст:“Американские солдаты находятся на острове не для того, чтобы сражаться с героическими кубинскими воинами, прославившими себя в боях в Анголе, Эфиопии, Никарагуа. Отдавая дань мужеству и самоотверженности горстки кубинских героев, американцы ни на секунду не сомневаются, что кубинцы готовы и здесь сражаться до последнего патрона. Но на Гренаде американцы ничем не угрожают Кубе. Кубинцы не связаны с Гренадой союзническими обязательствами. Американские солдаты не будут стрелять в кубинцев. Их оружие смотрит вверх. Многонациональные силы должны выполнить поставленную задачу и пройти вглубь острова, остановить насилие и восстановить мир и демократию на Гренаде. Командование многонациональных сил просит кубинцев не препятствовать этой гуманной миссии, способствовать поддержанию порядка. Оно гарантирует немедленную отправку на родину всех кубинцев с должными почестями и уважением, как людей, выполнивших свой долг и проявивших мудрость и понимание насущных проблем этого острова”.

Скорее всего такая эффективность сопротивления кубинско-гренадских войск связана с присутствием в это время на острове полковника вооруженных сил Кубы Педро Тотоло Комаса, который в свое время обучался в Военной академии им. М.В. Фрунзе в СССР. Ему удалось быстро наладить взаимодействие между кубинцами и гренадской армией. Благодаря его грамотным действиям американцам был нанесен существенный урон. Стоит отметить так же, что в составе кубинцев были, не считая горстки солдат, самые обычные работяги, не обученные военному делу

Итоги операции были следующим. Американцы заявили о 19 погибших и 116 раненых. Серьёзные потери понесла авиация:

24 октября – сбиты один вертолет UH-60A и один вертолет МН-6, повреждены два самолета АС-130Н и один МС-130Е;

25 октября – сбиты два вертолета АН-1Т;

26 октября – сбит один вертолет СН-46Е ;

27 октября – сбиты два вертолета UH-60A, повреждены один UH-60A и один ОН-58А, потерпел катастрофу вертолет CH-53.

Кроме того было подбито 2 танка из 5, принимающих участие в операции и сожжено три бронетранспортера (по непроверенным данным экипажи их погибли).

Многие военные эксперты сомневаются в истинности этих данных и считают, что потери американских войск были значительно более высокими. При атаке американцами только одной тюрьмы «Ричмонд Хилл» погибло три пилота вертолетов, а после боя удалось насчитать 25 трупов американских спецназовцев, из тех, что успели высадиться. Однако, несмотря на все это президент Рональд Рейган назвал операцию «блестящей».

Интересный факт: после вторжения в Гренаду бригада спецназа численностью 7300 человек, подавившая сопротивление небольшой гренадской армии и кубинских строителей, получила более 8 тыс. орденов и медалей.

Кубинцы потеряли 45 человек убитыми и около 600 пленными. Кому то удалось скрыться на территории советского посольства (как полковнику Комасе например), позже их эвакуируют на родину, кто то добрался на плавсредствах до Кубы (несколько десятков гренадских военных, отказавшихся сложить оружие и кубинцев). На Кубе всех этих солдат, совершенно заслуженно, встречали как героев.

Потери вооружённых сил Гренады точно неизвестны, но встречается цифра – 40-45 убитых и около 200 раненых.

Учитывая абсолютное превосходство американцев по всем видам вооружения можно смело заявить о том, что руководство операцией “Urgent Fury” было просто бездарным. Конечно, мужество кубинцев и гренадцев сыграло тут не последнюю роль.

Для детального разбора операции с тактической точки зрения недостаточно информации. Но кое-какие выводы все же можно сделать.

Такое ощущение, что операция проводилась под впечатлением от голливудских боевиков. Судите сами как круто должны были выглядеть «Морские Котики», лихо выпрыгивающие из воды и бесшумно снимающие разгильдяев-кубинцев, и полупьяных гренадских вояк, десант прямо на взлетно-посадочную полосу тоже должен был выглядеть очень впечатляюще. Однако отсутствие серьезной разведки, отвратительная работа штабов всех родов войск, отсутствие карт местности у солдат, слабый профессионализм пилотов самолетов, просто вопиющая самонадеянность американцев и уверенность в безнаказанности… Список можно продолжать бесконечно. Складывается впечатление, что Гренаду хотели взять нахрапом, закидать шапками, да и вообще как могла какая- то там мелкая гренадская армия и горстка кубинцев оказать серьезное сопротивление целой сверхдержаве в абсолютно безнадежной ситуации? Оказывается, могла и доказала это всему остальному миру своим героическим примером.

О действиях кубинцев мы знаем несколько меньше. Но анализируя косвенные данные можно сделать вывод, о невероятной стойкости кубинских строителей, которые не стали драпать и не поддались панике при виде американского спецназа, а грамотно организовали оборону, и кое- где даже переходили в наступление. Бросается в глаза прекрасное владение стрелковым оружием и, в особенности, отличной подготовке гренадских и кубинских зенитчиков. Сбить самолет или вертолет из пулемета ДШК, ночью и при ураганном артиллерийском обстреле со стороны врага, это совершенно не одно и то же, чем выстрелить из ПЗРК. Кубинские солдаты строго следовали уставу караульной службы, на посту никто не спал, был внимателен, и, думается, именно поэтому почти все американские спецоперации, так красиво выглядевшие на бумаге, были сорваны. Сами кубинцы прекрасно вели партизанские действия в джунглях, вовремя меняли позиции, как результат – низкие потери в личном составе

Понятно, что мировое сообщество осудило вероломные действия США. Ассамблея ООН большинством голосов даже приняла резолюцию по этому поводу. Но никакого впечатления на американцев это не произвело. Члены революционного совета Гренады были приговорены к пожизненному заключению, хотя в 2009 году их все же выпустили из тюрьмы.