Природа как источник вдохновения для художников разных эпох, работающих с фарфором, майоликой и стеклом – таков лейтмотив выставки «Подсказано природой», которая проходит в Государственном музее керамики в усадьбе Кусково.
Несмотря на компактность – экспозиция занимает небольшой усадебный «Эрмитаж» — на ней представлен широкий спектр европейской керамики от середины XVIII века до современности. География довольно обширна и включает в себя такие центры фарфорового производства как мануфактуры Мейсена, Севра, Вены и Копенгагена, заводы Парижа, Берлина и Лондона. Дореволюционная Россия показана в основном предметами Императорского фарфорового завода, но есть и образцы заводов Попова и Гарднера. Советский период отражён работами таких мастеров как Алексей Воробьевский, Наталья Данько, Евгения Иванова, Дмитрий и Людмила Шишкановы, Борис Калита. Для увлечённых фарфором и художественным стеклом эти имена говорят сами за себя, а для неофитов выставка в кусковском «Эрмитаже» – отличная возможность познакомиться с крупными отечественными художниками, творившими в этом жанре.
Времена года и их перекличка с четырьмя стихиями мироздания, единение человека с природой, многочисленные изображения растений и животных – вот неполный перечень того, что показывают сервизы и одиночные экземпляры расписной посуды, жанровые фигурки и крупномасштабная фарфоровая скульптура.
Одна из любимых тем в искусстве фарфора - изображение растений, особенно цветов. Выставка даёт представление о том, как с годами менялись устремления художников-флористов и вкусы публики.
Так о предпочтениях XVIII века говорят фаянсовая тарелка-обманка с плодами винограда и инжира работы знаменитого страсбургского мастера Жозефа Ганнонга и позолоченный мейсеновский чайно-кофейный сервиз «Тюльпан».
В XIX веке богатых коллекционеров захватила идея картин и копий шедевров мировой живописи на фарфоре. Их привлекала долговечность его красок, ведь благодаря обжигу они не теряют яркости со временем и не нуждаются в поновлении. Но фарфоровая живопись стоила дорого, поскольку имелись сложности с получением идеально ровного и большого по размеру «холста» (его называют пластом), и мода на неё сошла на нет. На выставке представлен пласт с цветочным натюрмортом Императорского фарфорового завода размером 70 на 53 см работы признанного мастера этого жанра Фёдора Красовского.
Ещё один декоративный пласт ИФЗ того же периода с белым букетом из бисквита на голубом фоне – отсылка к уникальной работе знаменитого петербургского мастера Петра Иванова. Его «Белый букет», созданный для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, по праву считается непревзойдённым шедевром русского фарфора.
В начале XX века, в эпоху модерна, широкое распространение получила пейзажная подглазурная роспись на фарфоре, представленная на выставке чудесными вазами знаменитого датского завода «Бинг и Грёндаль».
Целый раздел выставки посвящён фарфоровой анималистике, где представлены скульптура и посудные формы разных эпох и стилей. Наиболее популярные сюжеты - экзотические птицы и бабочки, а также охота и охотничьи мотивы.
Особняком стоят скульптуры животных в натуральную величину, которыми саксонский курфюрст Август II мечтал украсить свою резиденцию в Дрездене. При его дворе в 1710 году был изготовлен первый европейский фарфор и основана знаменитая Мейсеновская мануфактура, положившая начало сказочному богатству владетелей Саксонии, отблеск которого мы можем видеть и по сей день в шедеврах Дрезденской картинной галереи. В XVIII веке мечты саксонского монарха о полномасштабных фарфоровых статуях были неосуществимы технически. Они получили реальное воплощение лишь в 1940-х годах, когда эти модели были отлиты в Германии по старинным лекалам.
Интересны работы датских керамистов-анималистов начала XX века, которые в своей скульптуре отказались от излишней детализации в пользу новых форм пластической выразительности.
Подборка работ художественного стекла немногочисленна, но очень хороша. Описывать фантастические переливы красок ваз, сотворённых супругами Шушкановыми, словами трудно – это надо видеть. Их цветовая гамма то походит на некие природные формы вроде замшелой древесной коры или скальной поверхности, то горит огнём извергающейся лавы.
Ещё одно важное имя «стеклянного цеха» - Евгения Иванова, первооткрывательница сульфидно-цинкового (термочувствительного) стекла. Как её изобретение расширило палитру художественного стеклоделия, можно увидеть на примере нескольких ваз.
Сложно пройти мимо работ современной художницы Любови Савельевой, чьи декоративные композиции вызывают аллюзии с творчеством Марка Шагала.
Любознательным посетителям выставка даст возможность ещё и поиграть в угадайку - попробовать определить предназначение предметов посуды, которые давно не встречаются на наших столах. Что такое рюмочная передача, почему в сервизах сначала появилась, а потом исчезла полоскательница, каковы национальные особенности сервировки парадного стола, чем французская манера приготовления горячего шоколада отличалась от итальянской и как это отразилось на посуде – во всех этих вопросах не обойтись без пояснений экскурсовода. Да и определить без его подсказки в расписной фарфоровой кастрюльке мороженицу XVIII века тоже будет весьма непросто. Так, поднимая вопросы и давая на них ответы, экспозиция в состоянии пробудить интерес к фарфору даже у тех, кто забрёл в Кусково из праздного интереса.
Выставка «Подсказано природой» продлится до 13 сентября 2018 года.