Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Танк "Объект 279": Колесница Апокалипсиса

Сегодня все чаще говорят о возвращении призрака Холодной войны. Люди напряглись, и вспомнили, что живут на огромной пороховой бочке. Что были времена, когда возможность «горячей» ядерной войны прошла этап гипотез, перейдя в полость подготовки. Ведущие страны совершенствовали свои арсеналы, создавая непостижимые машины. Об одной из таких сегодня мы поговорим.

Постядерные танки

В середине 50-х годов мировые гегемоны начали прорабатывать сценарии ядерной войны. Не ставился вопрос «будет или нет». Конструкторам ставились задачи с условием «когда случилось». Ведь удар ядерным оружием – это не все, и «классическая война» должна происходить на, фигурально, радиоактивном пепле. Так в СССР началась разработка опытной машины, предназначенной для действий в условиях ядерной зимы. ТТХ машины были готовы в 1956 году, а спустя год машина была готова. Машина должна уметь проходить в «труднопроходимых» для танков местах. Работы велись в Ленинградском КБ под руководством легендарного Ж.Я. Котина.

-2

Результат получился воистину устрашающим. Несмотря на то, что танк был создан по классической схеме, саму машину тривиальной не назовешь. Форма корпуса, послужившая делу проходимости и уменьшения заброневого альбома (11,4 кубометра – рекорд среди советских танков.), имела обтекаемую форму вытянутого эллипсоида.

Корпус сваривали из четырех листов броневой стали небывалой толщины. Так, лобовая проекция имела бронирование в 269 мм, что в два раза превышало аналогичный показатель танка Т-10М. Дополнительно, корпус закрывали противокумулятивные экраны, защищавшие корпус и борта башни. Защищенность танка была солидной. 122-мм бронебойный и 90-мм кумулятивные снаряды «не брали» корпус танка.

Единственный Объект 279 хранится в музее в Кубинке
Единственный Объект 279 хранится в музее в Кубинке

Помимо небывалого уровня защищенности, Объект 279 обладал серьезным вооружением. Пушка М-65 имела калибр в 130 мм и систему продувки канала ствола. Орудие было стабилизировано устройством «Гроза», а прицеливание производилось оптическим прицелом-дальномером ТПД-2С, который был комбинирован с ночным прибором ТПН. Заряжание было ручным, но облегчалось электрическим досылателем. Боекомплект – 24 артиллерийских выстрела.

-4

Царь-дизель

Вся эта армада приводилась в движение дизельным двигателем с горизонтальным расположением цилиндров. Н-образный 2ДГ-8М развивал 1000 лошадиных сил. Мотор обладал малой высотой и высокой габаритной мощностью. Все это – заслуга необычной конструкции с двухъярусным горизонтальным расположением цилиндров. Крутящий момент передавался на гусеницы посредством однопоточной гидромеханической трансмиссии. Агрегат состоял из двухреакторной гидропередачи, двухступенчатых планетарных поворотников и планетарной КПП на три скорости.

Гигантский дизель был самым компактным решением в классе.
Гигантский дизель был самым компактным решением в классе.

Как не застрять в радиоактивном пепле?

Ходовая часть была самым необычным элементом машины. Главной заслугой необычного вида машины является четырехпоточный гусеничный движитель. Он включал в себя по четыре ведущих и направляющих колеса, а также 24 опорных катка. Подвеска была гидро-пневматической. Подобная система была применена в японском Type 74 и шведском Strv 103, о котором мы писали ранее.

Подвеска по сложности полевого ремонта даст фору пресловутому "Тигру" с его шахматным расположением катков.
Подвеска по сложности полевого ремонта даст фору пресловутому "Тигру" с его шахматным расположением катков.

Ходовая часть была закреплена на полых продольных балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкторы решили задачу сверхпроходимости. Девление на грунт у 60-тонной машины было сравнимо с легкими танками. Машина легко шла по болотами глубокому снегу. А ее посадка на дно была практически исключена. Несмотря на кажущуюся массивность, подвеска 279-го была на 500 кг легче аналога на Т-10М, что не отменяло ее конструктивной сложности.

Пара гусениц
Пара гусениц

Ремонт в полевых условиях представлялся смутно. Более того, четыре гусеницы чрезмерно поглощали мощность и повышали расход топлива. А сопротивление повороту в 12 раз превышало этот показатель у «классических танков». Установочную партию решили не завершать. Партия ограничилась опытным образцом и двумя недоделанными шасси. А проект так и остался грозным напоминанием о потенциальной «горячей» войне.