Наиболее известной теорией в психологии объясняющей человеческое поведение, является Фрейдисткое учение, в котором во главу всех человеческих поступков ставиться половой инстинкт. Я же предлагаю тебе кратко ознакомиться с другой теорией, которая дает разгадку человеческому поведению.
Существует не менее популярна на сегодняшний день психологическая школа, согласно которой абсолютное большинство наших поступков объясняется родительским программированием. Эрик Берн живший в 1910-1970 годах, соединив и дополнив труды других психологов, создал собственный метод психологического анализа, назвав его "трансактным". Наиболее важными категориями этого анализа являются игры, сценарии, драматический треугольник и 3 состояния личности. Если Вам захотелось поподробней ознакомиться с данной теорией, то предлагаю Вашему вниманию книгу Эрика Берна "Люди, которые играют в игры". Здесь я расскажу вам конкретно о теории сценариев и их влиянии на судьбу человека.
Сценарием по Берну называется совокупность родительских установок, которые усваиваются ребенком и влияют на его дальнейшую жизнь. Сценарий можно сравнить с внутренним голосом, совестью, которая указывает человеку его "путь" на протяжении всей жизни.
Абсурд? Вполне возможно, но человек внимательный да заметит, что далеко не во всех случаях он подчиняется голосу разума. Теория Берна отчасти создана, чтобы объяснить нелогичное поведение человека, а в идеале и освободить от этого рока. Она нашла множество клинических и научных подтверждений и активно используется западными психологами.
Впрочем, сценарий это не обязательно что-то плохое, в силах любых родителей оставить своему ребенку качественный сценарий.
Согласно транзактной теории сценарий постепенно зарождается в человеке, практически с самого рождения. Младенец может не понимать значения слов, но обладает достаточной эмпатией, чтобы определить эмоции человека через его тон или выражение лица. Дети очень восприимчивы как к негативному, так и к позитивному поведению родителей . У ребенка в возрасте от 2-6 лет складывается представление о себе, и если оно станет отрицательным, то впоследствии поменять его будет трудно.
Ребенок всегда старается угодить родителям, и никак не может игнорировать их отношение к себе. В этом плане дети беззащитны. Негативные оценки поведения перерастут в негативные установки впоследствии.
Далее, чуть повзрослев, ребенок уже начинает отделять себя от остальных предметов. Постепенно, в его сознании формируется картина мира и образы родителей. Центральным здесь является ощущение благополучия или неблагополучия, которое ребенок усваивает от окружающих людей. Методы воспитания оказывают серьезное влияние на дальнейшую жизнь человека. Общее правило: чем теплее семейный климат, тем лучше для ребенка.
Эрик Берн считает, что именно на этом этапе складываются основные убеждения ребенка. И, вполне вероятно, что они останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:
1) у меня все в порядке;
2) у меня не все в порядке;
3) с тобой все в порядке;
4) с тобой не все в порядке.
На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения. «Этот мир хороший, но когда-нибудь я сделаю его еще лучше» – с помощью науки, общественной деятельности, поэзии или музыки. «Этот мир плохой, и когда-нибудь я с собой покончу» – или убью кого-нибудь другого, или сойду с ума, или уйду в себя. Возможно, это посредственный мир, и в нем нужно делать что удастся, а в промежутках стараться позабавиться. Или это скучный мир, и в нем нужно надеть белый воротничок и перебирать бумаги других людей. Или это жестокий мир, в котором нужно гнуться, изворачиваться, торговаться и бороться за жизнь. Или это тоскливый мир, в котором остается только сидеть в баре и надеяться. Или это безнадежный, бессмысленный мир, в котором вы перестаете сопротивляться.
Соединив установки и убеждения, ребенок выбирает свою дальнейшую жизненную позицию. Их различают 4:
1. Я+, Ты+ - позиция успешного человека.
2. Я+, Ты- - позиция сноба.
3. Я-, Ты- - позиция мученика.
4. Я-, Ты- - позиция безнадежности.
Когда родители начинают учить ребенка, что такое хорошо, что такое плохо, на эту позицию наслаиваются ещё и предикаты. Предикаты в данном случае. представляют собой окраску тех или иных сторон жизни. Например:
1. Я богат +, ты беден – (снобистская, высокомерная позиция).
2. Я богат —, ты беден + (мятежная, романтическая позиция).
3. Я беден +, ты богат – (негодующая, революционная позиция).
4. Я беден —, ты богат + (снобистская, сервильная позиция).
Предикаты могут пересекаться, дополнять друг друга, смягчать или усилять. Многообразие предикатов, их комбинаций и составляет систему мировоззрения взрослого человека.
Все дети любят сказки. Как вы думаете почему? Потому что, способны переживать приключения вместе с главными героями.
Последний этап заключается в том, что ребенок ищет похожего на себя персонажа в сказке или истории. Когда он находит эту "родственную душу", то подсознательно старается прожить жизнь как этот герой. Таким героем вполне может оказаться и родственник и друг семьи и звезда ТВ-шоу, с тем лишь условием, что его история достаточно известна ребенку.
Конечно это очень утрированный вариант, и если вы увлеклись данной теорией или хотите больше узнать за родительское программирование, то советую вам все же прочитать первоисточник.
Точно сказать насколько верно это учение нельзя и по сей день, но отдельные его элементы давно уже подтверждены наукой и обычными наблюдениями (в частности, теория игр). А силу родительских установок сегодня может отрицать только глупый человек. Во всяком случае, здесь есть над чем подумать как любителям психологии, так и родителям и, наконец просто любознательным людям.
Спасибо за внимание, если вам понравилась статья ставьте лайк или покажите её своим друзьям.