Потому что его неправильно понимают. В чем ошибка?
У многих из нас бодипозитив вызывает очень неоднозначные чувства. С одной стороны, мы с удовольствием подписываемся на моделей «плюс-сайз» в соцсетях, восхищаемся их смелостью и красотой, а с другой – продолжаем ненавидеть свои складки жира на талии и осуждаем коллегу с «неидеальной» фигурой, которая «посмела» надеть короткую юбку. Что мешает нам забыть о своем весе и чувствовать себя королевой, как Тэсс Холлидей или располневшая Рианна?
Бодипозитив как ответ на агрессивный «культ худобы»
Как объясняет Юлия Лапина, клинический психолог, специалист по расстройствам пищевого поведения, автор книги «Тело, еда, секс и тревога: что беспокоит современную женщину», бодипозитив возник в «фэтфобной» культуре – той, где правит страх располнеть. В таком обществе именно худые люди и сознательно, и бессознательно воспринимаются нами как более успешные, красивые, достойные всех жизненных благ.
«Сегодня люди любой комплекции боятся поправиться, то есть на самом деле подвергнуться как внутреннему, так и внешнему осуждению, – комментирует Юлия Лапина. – Бодипозитив говорит: не надо никого осуждать за размер тела. И в первую очередь не надо осуждать себя. Потому что осуждение ни к чему не ведет. Это движение предлагает важную политическую концепцию: мое тело – мое дело».
Однако многим из нас все еще сложно воспринять эти новые идеи на фоне укоренившегося в сознании культа худобы. И если знаменитым личностям мы еще можем простить «неидеальность» («Они же чего-то добились в жизни!»), то обычные полные люди, которые «незаслуженно» относятся к себе хорошо, вызывают у нас агрессию.
«Тело рассматривается как некий социальный код, показатель новой морали. Худой – значит волевой, сильный. Худой заслуживает красивой и сексуальной одежды, и когда кто-то не худой претендует на эти лавры, это вызывает бунт у адептов культа худобы. Во многом это неосознаваемые процессы, культ худобы стал новой религией со всеми агрессивными последствиями любого языческого культа», – говорит Юлия Лапина.
Экзистенциальный психолог Татьяна Захарцова добавляет, что агрессию вызывает у нас любая инаковость, которая как-либо разрушает нашу картину мира. «Гнев и ненависть к полным людям, как и в прочем, к другим, рождается от тревоги разрушения своего видения, потери своих инвестиций. Если в моей картине мира успешны «белые», то всех «черных» можно ненавидеть, желать их не видеть, чтобы они исчезли», – говорит эксперт.
Почему идея бодипозитива «работает» не всегда?
Принять и полюбить свое тело нам мешают не только культурные установки, но и маркетинг. Сотни известных брендов ухватились за идеи бодипозитива только с одной целью – привлечь в свои магазины новую категорию клиентов. Если раньше полные женщины прятали свои килограммы в мешковатой одежде, то теперь они смотрят на плюс-сайз моделей и тоже хотят одеваться модно.