Найти в Дзене

Люди, которые хотят изменить мир, не живут по полгода в Индии

Я знаю многих людей, которые променяли многолетний опыт в медицине, музыке, науке и аэрокосмической инженерии на «место под солнцем» в мире информационных технологий. Но каждый из них это делал с целью применить свои знания в другой, совершенно новой для них отрасли. Сейчас мы видим много health-стартапов во главе с кандидатами и докторами медицинских наук. Недалеко ушли и музыкальные проекты под руководством творческих личностей. Все, что касается исследований космоса и науки, тоже нашло своих героев в лице тех, кто однажды не побоялся скрестить собственный бэкграунд с технологиями нового поколения. Но в мое поле зрения попал кейс, совсем не соответствующий стандартному шаблону.

Глеб Демчук, вольный стрелок, карьерист и ex. COO, к своим 28-ми годам прошёл огонь и воду, прежде чем наткнулся на айтишные земли. Отучившись на техника-электрика, он постепенно начал знакомиться с системой электроэнергетики в Калининградской области. И уже на том этапе столкнулся с русской действительностью «всем на всё плевать». Работал на разных позициях электрика до 21 года, что в сумме дало почти 5 лет стажа (Глеб поступил в лицей после 9 класса). Как самого обычного студента, мечтающего о светлом будущем и дне, когда он станет крутым и нужным России героем, судьба периодически его «пинала», убеждая в обратном. У него была попытка устроиться инженером по ТБ (технике безопасности) и “хоть кем-нибудь” на проект Балтийской атомной электростанции, но дальше электрика на заводе не уехал. Работа была физически сложной, а со временем и вовсе стала морально давить из-за условий труда.

Временно заморозив учебу в КГТУ на факультете судостроения и энергетики (а потом с концами бросив это дело), Глеб решил сменить род деятельности. Но слегка озадачился, ведь всё, что умел делать помимо основной работы — починка компьютеров. С ними он подружился ещё до школы, поэтому разбирать и собирать железо было в кайф. Так несколько выставленных объявлений в интернете привели его на позицию системного администратора.

— Меня позвал в компанию мой будущий ментор. Чисто случайно. Он просто позвонил со словами «ты тут своё резюме оставил, оно стремное какое-то, но приходи на собеседование, мы там отдельно поговорим»

После встречи пришли к выводу, что Глеб весь такой красивый, ничего не умеет, но быстро всему научится. В компании продержался около года, успев при этом наладить всю работу ит-отдела. Многие сотрудники расслабились, ведь  всё и так было под контролем, функционируя без сбоев.

— Мне стало скучно, - признается Глеб.

Как скоро?

— Ну вот я как всё сделал, так сразу и стало скучно. Задач нет, а двигаться вперёд очень хотелось. В целом, была у меня любовь к документам, которая потом очень пригодилась, поэтому параллельно работе я поступил заочно на юридический факультет, но через полгода забрал документы. К тому времени я ещё торговал на ММВБ и РТС около двух лет, финансы меня привлекали, но тогда я не понимал, что сильная связь была именно с аналитикой.

Когда эпоха сисадмина закончилась, Глеб попал в компанию Ultímate Guitar на позицию R&D менеджера, но через месяц решил там не задерживаться.

— Нужно понимать, что я туда шёл, вообще понятия не имея, как делается софт. Мне говорили типа «пиши требования, рисуй мокапы», а я такой WUT? Сразу же полез гуглить. Спустя пару недель я ребятам сказал, что не очень подхожу на эту должность. Одна из сложностей заключалась в том, что это был новый опыт для меня и целый день сидеть с бумажками это не мое. 8 часов в офисе, читаешь и пишешь документы, но вообще ни с кем не говоришь.

Запрещали разговаривать с коллегами?

— Да. Вот рядом с тобой сидит человек, и если ты с ним заговоришь, тогда руководитель, который находится сзади в стеклянной комнате, пишет тебе в чате - хватит трепаться, иди работай! По пути домой я вообще не мог ни с кем на улице или в кафе заговорить, после рабочего дня будто мозг отключался.

После этого Глеб сменил место работы на компанию, которая занималась консалтингом в Калининграде. Они вроде были такие прям известные и крутые, но внутри творился полный треш. Там понятия не имели, что такое бизнес-консалтинг. Благо научились сертифицировать по ISO, писать бесконечную документацию и бюрократию, но эффективность внутри явно хромала. Глеб около месяца был там в роли маркетолога, занимался текстами и SEO. Но этот мир несправедлив и Глеба кинули, после чего он начал искать новую нишу и возможности. Вот так, собственно, и наткнулся на айти и зашел туда по стандартной схеме, начиная с позиции тестировщика игр.

— Пошёл туда просто потому, что нужно было за что-то есть. Свои сбережения на тот момент закончились. Одно дело, когда ты будучи электриком в 2010 получал около 1400$, что тогда было очень даже неплохо. А потом уходишь на сисадмина, твоя первая зп составляет 200$ и ее хватает чисто на дорогу и обед. Разумеется, там зп постепенно росла и когда перевалила за штуку, то все встало на свои места, жить стало попроще. А потом я прихожу в айти, и зарплата снова никакая. Приходилось немного бомжевать.

Спустя несколько месяцев в игровой студии, один из сотрудников пытался провести изменения внутри компании, но выходило не очень. Глеб это видел и решил скооперироваться с коллегой. Позже оба направились к ген.директору с предложениями. Спроектировали информационную систему, описали как она должна функционировать, составили список бизнес-процессов и постепенно начали это внедрять.

— Следующие 2,5 года я работал как проклятый, только чтобы все это оптимизировать, наладить и задокументировать. Пока процесс был запущен, команда постепенно прокачивалась, а компания разрослась с 27 до 80 человек. Дела шли хорошо ровно до тех пор, пока политика внутри компании не пошатнулась и разногласия, возникшие с руководством, не привели к увольнению.

После ухода из игровой компании, жизнь столкнула с ребятами, что занимались разработкой мобильного приложения о здоровом питании и похудении. По классике тех лет разработка длилась 1,5 года, никому ничего не показывали, ну и наступили на все возможные грабли. Быстрый запуск проекта, кастдев, экономика и маркетинг — во всем навели красоту и меньше, чем через год в проекте дела пошли в гору.

— Я уже начинал готовить почву для ухода, но не знал куда. Я планировал 2-3 месяца ничего не делать или вообще улететь в Таиланд. Но меня друг пригласил в стартап MOAR Stack (технология передачи данных в peer-to-peer сетях), который готовился к акселерации в Startup Sauna. Туда я пошёл биздевом, так как условия прохождения программы подразумевали наличие в команде одно человека с бэкграундом в инженерии, и одного из бизнеса.

Пока ребята были в Финляндии на акселерации, Глеб всё еще занимался проектом о здоровом питании,  работая по 14 часов в сутки.

Какие впечатления после Startup Sauna? Что дало? С чем оттуда ушёл?

— Первое, Startup Sauna охуенная. Второе, она охуенная. И третье, она чертовски охуенная. Это был новый опыт в области нетворкинга, выбили дурь по поводу бизнес-модели, отработки ценностного предложения, первичных продаж, ведения переговоров, поиска лидов/конкурентов и в целом понимания о функционировании бизнеса в Европе и Америке. Плюс мы получили огромный багаж контактов, которые до сих пор у меня отрабатывают, а ведь прошло уже два года. После акселерации я понял, что чего-то стою, но не знал, как это монетизировать.

Из проекта Глеб ушёл, потому что знал, что продукту нужен настоящий биздев с хорошим маркетингом. Сам он понимал, что ему ближе менеджмент. С каждой новой должностью отсеивалось что-то лишнее и в целом картина начала вырисовываться довольно-таки интересная. Когда Глеб созрел для Азии, в игру снова вступил закон подлости и прилетело предложение на позицию операционного директора. Это был первый чисто менеджерский опыт работы для Глеба. Компания разрабатывает SDK для создания софта для захвата, обработки и трансляции видео.

— Это был 12-ти летний стартап с очень большим организационным долгом, сложным рынком и сложным продуктом. Мне предстояло наладить работу в компании и одно из условий было использовать спинофф (внутренний продукта для таск-трекинга, который тоже не выходил за стены офиса и разрабатывался в течение нескольких лет). По итогу, через 4 месяца мы отказались от этого инструмента и начали внедрять новые, добавляя сторонние интеграции, а работу в спиноффе сфокусировали внешних пользователей.

Пока этот «стартап» внутри компании дорабатывался, Глеб на пару с СЕО проекта занимался customer development и на стадии получения фидбеков понял, что люди вообще не вдупляют, в чем соль проекта.

Как в целом в компании было с корпоративной культурой?

— Ее не было. Люди даже не общались между собой. На фасаде типа всё хорошо, все такие дружные и классные, но встречаясь тет-а-тет, люди не разговаривали о проблемах никогда. Но мы это тоже изменили, когда начали внедрять Scrum. Со временем производство и коммуникации наладились. Получилось сделать частично распределённую команду: даже если СТО или кто-то другой уезжал на несколько недель, никто не замечал его отсутствия, если честно. Если что-то падало, это спокойно фиксилось без вмешательства СТО.

А что было с оптимизацией продаж и маркетинга?

— С этим не вышло. Много сил потратил, но не получалось. Я не мог решить политические проблемы внутри компании, они меня грузили каждый день, наверное поэтому и выгорел. А стартап по итогу заморозили.

Дальше на пути ждал очередной проект по рекомендации и просьбе друзей, но уже спустя неделю Глеб начал понимать, что силы заканчиваются. Момент выгорания подступал слишком быстро и с этим нужно было что-то делать.

— Коллеги предлагали отправить на месяц в Таиланд, чтобы я отдохнул. Потом звали в Нью-Йорк, чтобы затусить с ними по полной программе. Но я понимал, что просто хочу проснуться утром и не увидеть ни одной задачи. Поэтому в следующие пару недель я искал для ребят продакта на свою позицию. Пересмотрел весь рынок России и СНГ, после чего окончательно сделал вывод, что продуктовых специалистов очень мало, и делать в России нечего.

Учитывая все компании, в которых ты побывал, весь опыт, который ты получил и людей, с которыми успел поработать: было ли ощущение того, что ты в своей команде?

— Да, было. Местами прям командами, и это игровая компания. Когда мы проводили изменения, то все очень сплотились. Мы вместе сделали много крутых штук, нас знал весь Калининград и думаю, немного завидовал корпоративной культуре внутри. Поэтому да, там было хорошо. Самая крутая команда в моей жизни. Потом были просто классные люди, с которыми по сей день поддерживаем связь.

Ты говорил, что планируешь запустить проект в сфере образования. Представляешь себя на позиции СЕО? И как быстро ты бы вырастил свою компанию?

— Представляю. За год я бы вырастил без проблем. Примерно через месяц я бы поднял инвестиции, потому что есть выход на нужных людей и понимание того, как упаковать решение.

Какой совет дашь стартаперам? Что важно в первую очередь?

— Первое, это продавать. И продавать по-умному. Не так, что пришёл и начал впаривать, а конкретно понимать причины и потребности своих клиентов. Второе, изучить теорию ограничения Голдартта и на ее основании искать точки роста. И третье, стараться попасть в акселераторы с хорошими рекомендациями. Продавая ты поймёшь требования, теория ограничения научит быстро акцентировать внимание на важном, а акселератор поможет с нетворкингом и всем остальным.

В чем отличие стартапа от компании?

— Компания, лично для меня, это когда уже есть проверенная бизнес-модель и понятно как её масштабировать, даже если это происходит с проблемами. А стартап — это процесс поиска этой самой бизнес-модели, что может быть очень долго. Плюс сами инвестиции в моем мировоззрении надо брать под масштабирование, т.е. переход от стартапа к компании, а стартап пилить надо без денег и быть голодным.

Я заметила, что стартаперам чертовски интересно, как решаются проблемы любого масштаба и какие люди есть в команде, чтобы эти проблемы решать. Что ты об этом думаешь?

— Команда должна уметь говорить открыто о любом факапе. Любые вопросы личностного характера или карьерного роста должны обсуждаться сразу всеми. Без всей этой херни с желчью или неприязнью в чей-то адрес. Многим командам не хватает открытого диалога и желания решать возникающие проблемы.

Сан-Франциско или Таиланд?

— Сан-Франциско.

Почему?

— А там все ебашат.

Я знаю многих людей, которые улетают на зимовку в Азию, но при этом работают и workflow стабилен. Смог бы ты так сделать?

— Нет. Нагрузка упадёт с 200% до 100%. Это неинтересно. У меня тоже много кто ездит на Гоа, Таиланд и Бали это сказочное, но по ним сразу видно, что они расслабляются. В этом ничего плохого нет, но люди, которые хотят изменить мир, не живут по полгода в Индии. Они хотят изменить только себя.

Лирическая вставка от Глеба: спасибо близким за осознанность, ЗОЖ, сложные разговоры, и веру в меня.

Материал подготовлен специально для канала Hypesnow.