Найти тему
BLOCKCHAIN TIME &CRYPTOCARENCY

3 WEB-гиганта, которые могут быть децентрализованы на блокчейне

Оглавление

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вместе с этим онлайн компании превратились в огромные монолиты власти.

Тем не менее в то время, как технологические гиганты дали нам доступ к таким вещам, как музыка, фильмы, покупки, блокчейн-энтузиасты считают, что проведенное время в сети отдельного человека может быть во много раз улучшено через децентрализацию.

Если эти веб-гиганты децентрализуются, интернет сам по себе уже станет в высшей степени иным местом — таким, что и представить сложно, так же, как невозможно было представить культуру мемов в 1999 году.

Сегодня сайт и база данных являются одним целым. В децентрализованной версии база данных не принадлежит создателям сайта. Она принадлежит его сообществу, и это сообщество может надстраивать множество бизнес-моделей над этой базой данных.

Подумайте об этом вот в каком ключе: если бы сеть с самого начала была децентрализована, вы бы могли создать свой первый аккаунт в соцсети Friendster еще в 2003. Затем, когда пришел бы MySpace, вам не требовалось бы создавать новый аккаунт — вы бы просто дали MySpace разрешение получить доступ к тому, что уже есть у вас на Friendster. То же самое с Facebook.

Понятно, что каждый новый сайт привносит новые опции и способы виртуального взаимодействия, однако пользователям не пришлось бы начинать все заново, терять друзей с других сайтов или контент, созданный на иных платформах.

Этих преимуществ достаточно, чтобы подвести черту под существованием знаменитых игроков эры доткомов? 

Предприниматели и различные инвесторы, владеющие капиталом, который можно вложить — будь это традиционная форма венчурного капитала или, возможно, более популярная в наши дни его форма, добытая через первичные размещения монет (ICO) — сделали ставку на то, что эти преимущества того стоят.

А поскольку ICO служит не только механизмом привлечения инвестиций для блокчейн-стартапов, но также и инструментом для взаимодействия пользователей с этими новыми распределенными сетями, то базовая инфраструктура для нового интернета — «сети 3.0» — с каждым годом растет.

Ниже представлены три гиганта, у которых блокчейн-стартапы намерены забрать их долю на рынке через использование криптомонет.

Упразднение eBay?

-2

eBay — это небожитель интернета. Когда сеть только зарождалась, были и другие сайты, созданные для конкретных продуктов, например комиксов, где продавцы взаимодействовали напрямую с покупателями.

Можно было подумать, что сфокусированные на одном товаре сайты могли лучше обслужить клиентов, однако eBay, предлагающий сразу множество товаров, это опроверг. Оказалось, что лучше продавать комиксы на сайте, где также продаются запчасти для велосипедов, потому что кто-то может прийти туда за одним, а купить и то, и другое. Более того, оказалось просто намного легче запомнить один сайт, где продают полезности, чем целую кучу.

В то время, как ничто не мешает продавцу предлагать один продукт сразу на специализированном сайте и на общем, таком как eBay, понадобилось бы специальное ПО для контроля того, что один и тот же товар не будет продаваться дважды, а для eBay не выгодно облегчать эту задачу.

Но что, если покупатели могут получить подобную возможность? Что, если комиксы, например, находилась бы в общей базе данных с другими товарами, но различные веб-сайты создавались бы на основе этих данных? Таким образом этот предмет мог бы отображаться как имеющийся в наличии на разных маркетплейсах, но если бы список показывал, что предмет продан на одном из них, то он бы показывался и как проданный на всех остальных.

Это возможно, считает Ги Чуанг (Gee Chuang), СЕО компании Listia, существующей торговой площадки, который развивает децентрализованную версию eBay под названием Ink Protocol:

«Задача Ink Protocol — это децентрализация пиринговых маркетплейсов в сети для того, чтобы забрать власть у компаний ими управляющих и отдать ее назад покупателям и продавцам. В результате это позволит сэкономить деньги конечного покупателя».

В попытке создать эту систему Listia планирует продать токенов на $15 млн, начиная с 29 января. Listia также снабдит самых первых пользователей своего уже существующего маркетплейса, где люди могут зарабатывать Listia-бонусы за торговлю вещами напрямую друг с другом, токенами следующим способом: эти самые бонусы при запуске новой блокчейн-сети превратятся в криптовалюту.

Такую же цель преследуют создатели OpenBazaar на базе приложения OB1, одной из самых долго существующих и наиболее популярных децентрализованных торговых площадок, за исключением того, что ОВ1 также сфокусирован на облегчении для пользователей совершения анонимных транзакций, и поэтому для платежей используется только биткоин. Тем не менее это скоро может поменяться, поскольку СЕО ОВ1 Брайан Хоффман (Brian Hoffman) недавно объявил на Token Summit II, что его компания будет проводить ICO в связи с ростом проблем с пропускной способностью биткоина.

Говоря о преимуществах децентрализованного маркетплейса, г-н Чуанг из Listia сказал: «Продавцы на децентрализованных площадках вольны использовать любую платформу, какую хотят, в любое время, неся с собой заработанную тяжким трудом репутацию, куда бы они ни пошли».

Подвинься, YouTube

-3

YouTube является сервисом номер один для постинга и поиска видео. В то время, как этот сайт создал новые карьерные возможности для создателей контента, от разногласий между ними и администрацией сайта уже начинают сыпаться искры.

Создатели контента страдают, поскольку YouTube урезает их долю дохода, а также автоматически убирает рекламу с их роликов, если решает, что в видео демонстрируется нечто оскорбительное или неприемлемое, выбирая при этом субъективно качественные видео. Тем временем пользователи жалуются, что рекламы на сайте становится слишком много.

Новое поколение стартапов полагает, что децентрализация платформ позволит создателям контента взаимодействовать напрямую с целевой аудиторией с помощью криптовалюты. В то же время у пользователей появится больше выбора в том, как будет монетизироваться их видео.

«Bittorrent, у которого свыше 250 млн пользователей по всему миру, также оказался способным предоставлять качественный контент децентрализованным путем, таким образом, что это захватывает потребителей», — рассказал Адриан Гарелик (Adrian Garelik), СЕО Flixxo, децентрализованной платформы для загрузки пользователями видео, которая закончила ICO в ноябре.

Запущенный в 2001, Bittorent работает, предоставляя пользователям доступ к копиям контента, который содержится на устройствах других пользователей, а не загружает его в централизованную систему серверов. Также Гарелик прогнозирует, что сеть торрента станет более стабильной и популярной, если станет давать людям больше стимула делиться контентом — позволяя им зарабатывать криптовалюту.

«При создании децентрализованной сети, любой вид контента может распределяться пиринговым способом с гораздо большим выбором путей монетизации», — говорит Гарелик.

Согласно создателям Flixxo, пользователи пиринговых платформ для обмена файлами уже давно нуждаются в эффективной системе платежей, которая бы действовала напрямую от потребителя к автору, чтобы сделать площадку более полезной. И, кажется, на это претендует идея, которую разделяет несколько основанных на блокчейне стартапов, и которые ищут возможность создать децентрализованный способ обмена файлами, включая Stream, Theta и Livepeer. У каждой из этих компаний есть собственные токены.

И это еще не все представители этого направления — существует множество игроков индустрии онлайн видео.

Как объяснил представитель Paratii — еще одной децентрализованной компании, специализирующейся на видео:

«Мы предвидим появление не единого массива данных в виде пирамиды, где выбор одной платформы не дает возможности существовать другим. Скорее, это будет общий «склад» протоколов с более или менее взаимозаменяемыми слоями».

Подрыв Apple Music

-4

Возможно, у вас ушли годы на то, чтобы купить и скачать всю ту музыку, что заставляет ваше сердце биться чаще, когда вы в спортзале, или которая успокаивает вас после долгого рабочего дня.

И поскольку это важно для вас, ваши вкусы важны и компаниям, что контролируют онлайн рынки продажи музыки. Пользователи, закупаясь на рынках вроде Apple Music также создают свою интеллектуальную собственность, создавая плей-листы, следя за творчеством любимых музыкантов и помечая значками любимые песни.

Маркейтплейсы спят и видят, как бы контролировать и отслеживать эти данные, чтобы не дать пользователям перейти на другие ресурсы.

Джесс Грашек (Jesse Grushack) из компании Ujo, принадлежащей студии Consensys, основанного на блокчейн поставщика музыкального контента, считает:

«Нас заперли в эти системы, которые контролируют корпорации-гиганты».

И многие стартапы, не только Ujo, разделяют это мнение. Горстка основанных на блокчейне компаний начали искать способы отвоевать различные области музыкальной промышленности. Среди них компания Viberate, которая планирует упразднить необходимость музыкантов в поиске агентов с помощью смарт-контрактов.

Даже более мейнстримовые имена видят потенциальные плюсы от внедрения технологии блокчейн и криптовалют в музыкальный бизнес. Исландская певица Bjork объявила в ноябре, что она принимает четыре разных вида криптовалют за свой новый альбом, а бывший топ-менеджер Universal Music Group в октябре собрал $1,2 млн для платформы по управлению правами на музыкальные произведения под названием Blokur, основанной на блокчейне Ethereum.

В то время, как многие из этих платформ не объявляли о продаже токенов, Грашек признал, что Ujo, возможно, скоро выпустит криптовалюту.

На данный момент, правда, компания сфокусирована на концепции «переносной значок фаната» — схожий по концепции с токенами инструмент, который связывает пользователей с данными — для того, чтобы будучи фанатом, вы могли находить любимых музыкантов, песни и жанры по всем торговым онлайн-площадкам. Таким образом, говорит Грашек, музыкант реально будет знать, что этот человек его фанат, и сможет продавать ему контент напрямую.

Однако кроме этого, данная концепция разработана с целью облегчить любому количеству участников возможность делить права, например, на одну песню, когда каждый музыкант-участник получает плату на основе проделанной работы как вклада в общее дело. В то время, как сегодня это уже технически возможно, данный процесс потребует значительного числа посредников, которые захотят получать долю, чем сведут на нет получение прибыли для артистов.

«Прямо сейчас Apple занимается процессом ликвидации возможности непосредственно покупать музыку, так что мы в итоге окажемся в ситуации, когда будем потреблять все в этой индустрии путем аренды», — говорит Грашек. Затем он добавил: 

«Блокчейн даст нам возможность вернуться к системе покупки музыки и снова даст право владеть музыкальными произведениями и связываться с музыкантами напрямую, независимо от используемой платформы».