Найти тему
Лаборатория Нектона

Объект "К" (оз. Бабилите. Латвия)

Оглавление

1937 год. Период пика индустриального развития первой Латвийской республики, уже год ударными темпами возводилась Кегумская ГЭС, строительство которой планировали завершить в 1939 году...

Здесь я хочу немножко акцентировать внимание читателя - государственное предприятие энергообеспечения, еще даже не имело собственного названия. Только 22 декабря 1939 года, был официально создано Государственное предприятие "Кегумс(Ķegums). Такое положение, сохранялось и после аннексии государств Балтии, до марта 1941, когда решением народного комиссариата, было утверждено создание государственного предприятия ЛССР "ЛатЭнерго". Позднее, с началом немецкой оккупации, все электрохозяйство, было реорганизовано в предприятие "Energieversorgung Ostland G. m. b. H. Generalbezirk Lettland".

координаты: https://opentopomap.org/#map=16/56.99108/24.22078
координаты: https://opentopomap.org/#map=16/56.99108/24.22078

Итак, продолжим, хозяйственная комиссия при правительстве тогдашнего президента Латвии - К.Ульманиса, выступила с инициативой создания резервной системы энергообеспечения столицы Латвии, необходимой на случай каких либо не предвиденных ситуации, связанных с военным вторжением, и это было очень мудрое решение, в достаточно непредсказуемых обстоятельствах того времени...

Планировалось, что к 20 КВт Рижской сети питаемой теплоэлектростанцией на Андрейсале, присоединится 10 МВт дополнительная станция, которая будет находиться в резерве на случай обесточивания общей городской энергосистемы.

В результате рассмотрения специальной правительственной комиссией поданных заявок, строительство секретной электростанции поручили Швейцарской фирме „Brown Bovery & CIE (BBC)”, предложившей наиболее выгодные условия правительству Латвии (однако по другим изученным нами источникам, непосредственная реализация Швейцарского технического проекта была поручена Французской фирме «Velon»).

В том же году, к востоку от Риги, у озера Озолкална (Ozolkalna ezers), позднее озеро было переименовано в Бабелитес (Bābelītis), по новому адресу Пакалниешу 25 - началась закрытая стройка спецобъекта.

В 1939 году, в эксплуатацию сдана первая в Европе, полностью автоматизированная электростанция, получившая лаконичный код – «К» (Kara - военная). На торжественном открытии объекта присутствовал президент республики К.Ульманис.

Комплекс электростанции состоял из укрепленного железобетонными перекрытиями машинного зала, общей длиной 32 метра, шириной 12 и высотой 5 метров. Весь технический корпус объекта был спрятан от прямого вражеского удара, и посторонних глаз, в нескольких холмах примыкающих к озеру.
-2

Станция была полностью автоматизирована, и обширных помещений для персонала не предполагала. Единственные служебные помещения для дежурного и сторожа располагались в двух комнатах, располагающихся с лева от ворот. По воспоминаниям Алберта Дидрихсона – молодого специалиста, проходившего практику в государственной компании энергоснабжения и по служебным делам попавшего на объект в 1942 году, никакой усиленной охраны там не присутствовало и «секретность» объекта была весьма условная. По его воспоминаниям удалось дополнить это описание существенными деталями.

В главном машинном зале объекта «К», располагался 10 МВт паровой турбогенератор системы Парсонса, работающий на котле повышенной циркуляции. Революционное технологическое решение, состояло в том, что горение жидкого топлива осуществлялось непосредственно между трубок котла, что позволяло всего за несколько минут получить необходимое для работы турбины давление пара. Там же находились резервные дизельгенераторы и аккумуляторная – для автономного пуска системы и автономного питания электромоторов вспомогательных механизмов. Вышеупомянутые дизельгенераторы часто фигурируют в других описаниях объекта, как «основные», однако это явное заблуждение... (Остатки разлившегося мазута в помещениях резервуара - никак не говорят в пользу дизельгенераторов. Как известно, дизель на мазуте не работает)

Вода в систему котла подавалась из помещений насосной и водозаборного колодца, расположенных с юго-восточной стороны главного машинного зала. Вода из озера, по специально прорытому каналу, поступала непосредственно в колодец водосбора, оснащенный автоматической заслонкой. Люки в технические помещения, где располагалась насосная, были засыпаны песком в 2003-2004 году. По имеющийся у нас информации, сделано это по инициативе местного "краеведа" Валдиса Руйи который для такого важного дела, подключил отряд «яунсаргов» (молодежное крыло национального ополчения).

Тем не менее, продолжим. Отработанная в турбине горячая вода, после концентратора турбины, сливалась обратно в озеро по трубе водосброса, которая располагалась в северо-западном углу машинного зала. Ныне там можно видеть засыпанный битым кирпичом и бетонными осколками колодец. По некоторым воспоминаниям людей посетивших объект в 1939-1943, слив воды из турбины, осуществлялся открытым способом. Вода текла к сливному колодцу по сделанным в полу каналам. Тем не менее, хоть мы и ставим под сомнение данное утверждение, найти спрятанные под под каналы так и не удалось, что позволяет говорить об относительной правдивости этих утверждений. Теперь, благодаря нашим исследователям, Максиму Петрову и Роману Раймеру вы можете лицезреть внутреннее убранство туннеля водозброса со стороны озера. 

Труба, внутренним диаметром 90 см, от озера пролегает под землю на расстояние 47 метров, где расширяется и делает поворот 110 градусов, затем пролегает чуть более восьмидесяти метров вдоль канала водозабора , вновь делает поворот на четверть угла и упирается в заваленный мусором колодец выходящий в машинный зал.

В холмах с восточной стороны главного корпуса, размещались две большие топливные цистерны диаметром 10 и высотой 6 метров, 3000 м3 каждая. И одна маленькая, цистерна ГСМ, диаметром 5 метров, для обслуживания агрегатов – с западной стороны машинного зала.

Большие топливные резервуары соединялись с машинным залом – техническим туннелем, шириной 0,9 метра и высотой 1.8 метра, и общей протяженностью 90 метров. По середине отрезка главного туннеля между первым резервуаром и машинным залом, имеется разделительный тамбур с которым соединяется 42 метровый отрезок, идущий к резервуару №2.

Управление станцией осуществлялось с пульта подстанции расположенной в Янюциемсе (не путать с Яунциемсом!). В случае понижения напряжения в общей городской сети, станция запускалась автоматический и подключалась к общей энергосети в течений 15 минут. Известно, что электростанция эксплуатировалась в 1942 году, во время немецкой оккупации. 13 Октября 1944 года, как и многие важные объекты стратегической инфраструктуры, электростанция была взорвана отступающей немецкой армией. Разрушения, нанесенные объекту были настолько значительными, что речи о восстановлении объекта в послевоенное время и быть не могло, однако технические туннели и сооружения резервуаров почти не пострадали и доступны для осмотра в наши дни.

В Ноябре 1944 года, для поддержки энергообеспечения столицы Латвии взамен уничтоженных немцами электростанции, по решению Государственного Комитета Обороны в Ригу были направлены два энергопоезда, которые разместили у оз. Бабелитис (Озолкална). В первые месяцы они поставляли электроэнергию для трамвайной сети, больниц, поликлиник и др. учреждений, до тех пор, пока в 1946 сдали в эксплуатацию Рижскую ТЭЦ. Позднее, по имеющимся у нас источникам, территория электростанции была передана в распоряжение Рижского Высшего Военного Авиационно-Инженерного училища им. Я.Алксниса, которое приспособило уцелевшие резервуары для хранения мазута. В наследство от них и остался весь «новодел» в виде временных помещений и торчащих из земли трубопроводов.

Дополнение: В Феврале 2017 года, начались работы демонтажу руин электростанции. Объект, навсегда исчез в истории...

Отдельное спасибо исследователям участвовавшим в подготовке материала:

Максиму Петрову, Дмитрию Федюковичу, Роману Раймеру, Артуру Милевичу и др.