Об утерянном рае написала свою прощальную статью. Эту статью, которую сейчас читаете Вы, мой дорогой последний читатель.
Сказка.
Как вкусно это слово, как привлекательно.
Каждый, кто слышит его, бросает все и слушает. Именно, именно - слушает. Не читает, а слушает. И учится слышать.
Сказка - это волшебство не для чтения, а для общения. Ни один серьезный трактат не заменит слов учителя, передающего знание от сердца к сердцу. Сказка - высшее достижение человеческого умения обогащать духовно не только слушателя, но и рассказчика. Она обладает даром обратной связи.
Слушатель, затаив дыхание, всегда ждет от рассказчика чего-то нового в известном сюжете об Иванушке-дурачке или Колобке. И это новое - те самые детали, которые на первый взгляд кажутся неважными, но на самом деле только они-то и важны!
Взрослые, по-настоящему взрослые - те, кто ушел от инфантилизма, преодолел высокомерие юности и желчный цинизм среднего возраста - понимают, насколько значимы детали. Они позволяют по-детски непосредственно читать в сердцах.
Сказку можно рассказать по-разному.
Можно рассказать так, как рассказывали евреи и записали в Ветхом завете.
Бог создал Адама и Еву, поселил их в райском саду, и они там бесились от безделья. Чтобы они окончательно физически и умственно не деградировали, вмешалась некая сторонняя сила. Эта сила, змий, создала ситуацию, и окружающий мир для Адама и Евы изменился: кончился праздник, наступили трудовые будни.
Предположу, что очень и очень многие видели в кукольном театре эту пьесу. "Божественная комедия". Мне больше нравится обращаться к театру, ибо театр - это тоже рассказчик. Мы ведь говорим о сказке, а этот жанр предполагает сказителя.
Можно сказку рассказать по-русски. У моего народа есть точно такой сказочный сюжет. Один в один. Вот только тайны в нем больше.
Я уверена, что вы уже догадались, что я имею в виду "Курочку рябу".
Русские Адам и Ева - старик и старуха - получили от Курочки рябы (Бога) золотое яичко (рай).
Суть золотого яйца (на санскрите Золотое Яйцо - Хиранья гарбхайя - это некое божество-идея, - одна из ипостасей Солнца, его света и тепла), как и суть библейского рая непостижима ни темному разуму Адама, ни наивному простодушию стариков русской сказки.
Непостижимы эти сакральные литературно-сказочно духовные артефакты и по сей день.
Ни один философ, ни один писатель, ни один религиозный мыслитель не смог осмыслить и постичь суть Рая. За это предприятие в свое время взялись великие насмешники: Вольтер, Таксиль, Марк Твен. Но кроме нелепой иронии и дурацких издевательств никаких конструктивных идей не внесли.
А между тем, у деда с бабой, курочкой рябой и золотым яйцом происходят более трагические и значимые события, чем в библейском сюжете.
В русской сказке также появляется третья сила - мышка.
Я, маленькой, всегда спрашивала у взрослых, почему дед с бабой не смогли разбить золотое яичко, а мышке это удалось. Ответа не получила. Я так и вошла в период половой зрелости с самым большим детским недоумением о силе мышиного хвоста. Потом, естественно, мне было не до детских сказочных тайн. Иван-царевич вытеснил симпатию к Иванушке-дурачку, а желание стать Еленой-Прекрасной было предпочтительнее судьбы Василисы-Премудрой.
Лишь собственные дети и внуки, да еще расширившийся кругозор заставили вновь вернуться к простенькой сказке о курочке рябе.
Оказалось, что если добавить всего несколько слов, то вся история приобретет неожиданный смысл.
В библейском варианте зловредный змий, враг рода человеческого, предлагает коварный дар - яблоко. После его вкушения люди осознают себя и окружающий мир. Само это осознание делает невозможным ощущать этот мир раем. Зато в средУ, доселе бесконфликтную, пришла интрига, и в мире, наконец, стало интересно жить.
В русской сказке при практически зеркальном отражении библейского сюжета именно детали полностью меняют его наполненность.
Дед и баба соприкасаются я золотым яйцом. Что это за предмет? Современному человеку представляется яйцо Фаберже, содержащее волшебную тайну творца. Там, внутри, за оболочкой из драгоценного металла и бриллиантов скрывается нечто совершенно чудное! Может быть, это зеленая карета из эмали и скани, или птичка, пробующая голосок, или дерево, осыпанное благоухающими жемчужными цветами?
Ты лишь прикоснись к нужному выступу или невидимой пружинке. Или слегка ударь его, как и положено бить яйца. И оно откроется. Отойдет, щелкнув, защелка, зазвенят крошечные колокольчики нежной мелодией, яйцо распадется на шесть лепестков, и в центре его на пастушеской свирели играет Пан. Над ним, боясь упустить хоть ноту, кружит Пегас!
Но не знают секрета дед и баба. Не в их силах найти рычажок, открывающий тайну Золотого Яйца. Это, безусловно, говорит о сверхъестественном его происхождении. И еще, пожалуй, о том, что люди не умеют быть терпеливы и бережны с этим сверхъестественным.
Им не дано познать радости власти над Волшебным.
Но в сказке есть третья сила, которой эта власть дана.
Мышка легко справляется с той задачей, которая оказалась не под силу грубым заурядным людям. Она выполняет страстное желание стариков и разбивает золотое яичко грациозным взмахом изящного хвостика.
Всё, казалось бы, - цель достигнута!
Радуйтесь, дед с бабой, торжествуйте - тайна раскрыта!
Но не тут-то было. Оказывается, тайна в том, что целое золотое яйцо - сакральный предмет, а разбитое - просто мусор.
Какая невероятная глубина - непостижимость, закрытость, неназванность - вот цель, и она должна только маячить на горизонте. Горизонт никогда не может быть достигнут.
Какое горе - упустить тайну, позволить своему глупому любопытству разрушить хрупкое равновесие!
Рай - недостижимое и прекрасное место, мечта, фантазия, призрак, Фата Моргана, град Китеж, Асгард, нирвана.
Горе стариков безмерно - только сейчас, после невосполнимой потери, они осознали насколько были близки к совершенному миру. Они оплакивают утраченную мечту и тайну.
Курочка ряба (Бог?!) глядит с состраданием на горюющих, и в утешение предлагает им заурядный, но такой понятный и близкий предмет - простое, не золотое, яйцо.
А и вправду, что с тем золотым делать-то здесь, на земле? Толку от него? То ли дело - обычное яйцо: и вари его, и жарь, и фаршируй. А можно и сырым употребить. Оно, простое яйцо, вам, простофили, понятное, доступное. Прагматичная польза налицо. А что вам, убогие, еще нужно?
Но утраченный рай, тайну - не забыть.
И мы в упоении читаем детям зашифрованную мудрость сказителей земли русской, злясь и злобясь на их недалекость. Во - тупое старичье, бездельники и лоботрясы, сами яйцо разбить не смогли, мышь слабосильную наняли тяжеленную работу выполнять. Замучились сами яичко бить. Не угодишь на них: не бьется яйцо - плачут и над разбитым рыдают. Не поймешь этих русских - все им не так, все - плохо. Вот уж варвары. Не то, что у нас в цивилизованной... (подставить нужное - страну или союз, по желанию)! Все по полочкам разложено, никаких недоговоренностей, никаких тайн, даже в сказках все занимаются только своим делом. Все на своих местах. Злодеи творят злодеяния, добрые - добро, колдуны колдуют, короли правят. Зло всегда слабое и проигрывает, добро всегда побеждает. Грета и Гензель - непослушные дети и должны быть наказаны. Это ничего, что людоедским способом, это даже хорошо - впредь неповадно будет нарушать дисциплину.
Но все же читаем своим детям "Курочку рябу", ожидая, что вдруг им под силу будет сотворить недоступное нам.
Западная и восточная сказка отличается от русской, как и живопись. Там - лица святых - это все же плоть, а наша икона - дух. Потому и плоскостное изображение, и перспектива обратная - все неземное, нереальное. Сказочное.
Прагматики конечно, правы. Но правы, как люди, которые признают, что у монеты есть аверс.
Как прав и тот, кто утверждает, что у монеты есть реверс.
Но какая-то у каждого из этих людей однобокая правота.
Думаю, что на самом деле белее всех прав тот, кто не забывает о том, что у монеты есть и аверс, и реверс, и даже ребро.