В мире
Пару дней назад Марк Цукерберг объявил о серьезном изменении ленты новостей в Facebook. Речь идет о расстановке приоритетов – чтобы «повысить благополучие миллиардов людей, использующих соцсеть», предполагается поощрять межличностное общение и меньше подвергать людей «бомбардировке платным контентом».
Любопытно, что из этого выйдет на практике. Лично я не верю, что Мордокнига захочет меньше зарабатывать, хотя и заявляет о готовности снизить прибыль. Просто соцсети сейчас необходим хороший пиар, как у того хомячка. Вся эта возня с фейковыми новостями, российской пропагандой, различными экстремистскими демаршами, использующими соцсеть как площадку для вирусного распространения, привлекли к компании пристальное внимание регуляторов, СМИ и общественности. Бывшие фейсбучные топ-менеджеры посыпают голову пеплом, все чаще начинают сквозить мысли о том, что создан некий монстр-монополист, использовать который можно не только для демонстрации котиков. Опасное, знаете ли, положение в США, где антимонополное законодательство знаменито страстью к расчлененке, а общественное мнение может стереть в пыль любой капитал.
И Цукерберг делает ход конем: одной рукой поправляет корону, то бишь репутацию («за то, что моя работа была использована, чтобы разделять людей, а не объединять нас, я прошу прощения и буду работать, чтобы все исправить»), а другой создает плацдарм для усиления отжима бабла. Ибо капитализация по-прежнему является основной целью и смыслом бизнеса, чтобы там ни говорили о социальной ответственности в водах «голубых океанов».
Сейчас инвесторы увидели, что платформа стала менее привлекательной для бизнеса, поскольку добраться до клиентов посредством Facebook стало сложнее. Акции компании в связи с этим уже упали на четыре процента. Знаете, что будет дальше? Потеряв последние иллюзии по поводу бесплатного или «за три копейки»-продвижения своих интересов, бизнес смириться и отдаст Facebook гораздо больше. Альтернативы-то, по большому счету, нет – Цукерберг ради этого не дрогнувшей рукой придушил ГуглПлюс и изрядно потрепал Снапчат.
Смысл прост: я сделаю свою гегемонию более белой и пушистой, причем за ваш же счет. Только Марк Эдвардович Закерберг об этом, конечно, никогда вслух не скажет.
В СССР
70 лет назад, в ночь с 12 на 13 января, в Минске под колесами грузовика погиб Соломон Михоэлс, народный артист СССР, руководитель еврейского театра и лидер Еврейского антифашистского комитета. Тогда все представили, как несчастный случай, но сегодня мы знаем, что это было заказное убийство. Заказчики – власти страны, ниточка ведет на самый верх, к Иосифу Виссарионовичу (привет всем фанатам Сталина).
История – условно точная наука, и факт «заказа» Михоэлса установлен условно точно. Спорить, по сути, не о чем. А всем интересующимся я бы посоветовал прочесть книгу братьев Вайнеров «Петля и камень в зеленой траве». По утверждению авторов, в ней «правда и ничего кроме нее», хотя, понятное дело, сюжет – художественный, основные персонажи – выдуманные. Тем не менее, эпоха передана более чем достоверно – и та, конца сороковых, и более поздняя, семидесятых. Часть эпохи, обратная сторона Луны, если хотите. Всем нынешним малолетним апологетам Советского Союза, не нюхавшим, чем оно пахнет, советую ознакомится.
Ну и последнее: зачем нужно было убивать Михоэлса? Дело в том, что возглавляемый им Еврейский антифашисткий комитет после войны стал мешать советской власти. Комитет этот организовали в 1942 году – с целью сбора по всему миру финансовой помощи. Дело шло успешно: даже открытию Второго фронта комитет немало поспособстововал. Но после Победы активность советских евреев стала досадной помехой: международные организации вовлекали их в документирование Холокоста, что противоречило официальной советской позиции, рассматривался вопрос о создании еврейской автономии в Крыму. Короче говоря, комитет выполнил свою функцию и должен был умереть.
Посадить Михоэлса по сфабрикованному делу, как других, было непросто – он был фигурой международного масштаба, способной вызвать соответствующую реакцию. Поэтому же он не мог и бесследно исчезнуть. Оставалось одно – инсценировать несчастный случай, а затем похоронить с подобающими почестями. После похорон прошло совсем немного времени, и членов комитета начали арестовывать одного за другим… Но это уже другая история.
В России и Сургуте
14 января в России централизованно собирают подписи за Путина. В штабе президента-кандидата утверждают, правда, что уже собрали полмиллиона закорючек, что больше необходимых 315 тысяч, но решено «подстраховаться» (хе-хе) и собрать еще 200 тысяч. Вообще, это такая демонстрация бицепса – только непонятно кому – дескать, надо будет, и двадцать миллионов соберем.
В Сургуте закорючки принимают в офисе «ЕдРа» на Ленина, 45. Насчет централизованного захода бюджетников и студентов ничего не известно, но негласное соревнование между муниципиями в этом вопросе наверняка существует. Это, кстати, еще одна причина для сбора подписей: посмотреть, кто на что способен.
Поэтому, думаю, не случайно в эти дни появились бравурные посты мэра Шувалова в соцсетях, докладывающие о старте строительства двух школ, возведение которых было запланировано на 2021-2023 годы. Настоящее волшебство: внезапно нашлись средства и объекты начнут строить прямо вот щаз. Школа и сад появятся в 38 микрорайоне, за «Аурой», - там эта тема необычайно актуальна. Ну и новостройки на Университетской вздохнут свободней – школа появится За ручьем, где раньше были сплошные балки и прочее закулисье.
Что хочется сказать: подобные «ништяки», безусловно, приятны. И настраивают избирателя на определенный лад. Но, с другой стороны, делать из строительства необходимой социальной инфраструктуры инструмент предвыборного влияния…
В Беларуси
Лукашенко опять отжег. Во-первых, самим фактом торжественного приема по случаю Старого Нового года. Тема всего «старонового» - вообще краеугольна для страны, Александр Григорьевич как раз об этом и говорил: «мы должны научиться жить в этом мире, где нужно приспосабливаться, но ни в коем случае не потерять свою идентичность, корни, от которых произрастает наша белорусская нация».
И, во-вторых, Лукашенко дал очень четкое определение этой самой нации, сути ее пребывания на планете: «жизнь у нас не великолепная и даже не хорошая. Пока мы живем терпимо». Вот это «терпимо» - квинтэссенция всего, что происходит внутри и снаружи. Терпение – одно из двух основных качеств белорусов, изложенное в фольклоре вплоть до анекдотов, где даже в петле возможно «терпимое» существование: «по началу давит, а потом ничего, привыкаешь».
А второе основное качество белоруса, если кому интересно – это нытье. Проще всего его проиллюстрировать на извечном ожидании хорошей погоды. Теплая зима – белорус ноет на тему «где же снег?». Завалит снегом – да что ж такое, когда уже весна. Придет весна – блин, когда уже жара и лето?! Жара?! Ужас! Дайте кондиционер! Два! Дожди пошли?! Ну вот, опять. И так по кругу я наблюдаю эту картину уже много лет подряд. Солнце светит в любой стране мира, кроме родины.
Так что терпение и нытье спешат на помощь в любой жизненной ситуации. А вы думаете почему белорусов относят к одной из самых пьющих наций? Только выпив изрядную крынку плодово-выгодных чернил, можно наиболее художественно проявлять оба этих выдающихся национальных качества: терпеть и ныть.