Агата Кристи - одно из самый ярких имён в английской литературе XX века. Книги королевы детектива уже практически целую сотню лет издаются огромными тиражами и быстро раскупаются. Также и экранизации романов Кристи получили широкую известность. У многих одно упоминание слова «детектив» вызывает ассоциацию с Дэвидом Суше с кручёными усиками и в шляпе. Имена Эркюля Пуаро и Мисс Марпл давно стали нарицательными, а их «мама» - признанным классиком.
Сюжеты Кристи неизменно запутанны и поражают читателей (или зрителей кинофильмов) своими концовками. И не смотря на то, что произведения являются в первую очередь развлекательными, за ними стоит огромный труд и немалый жизненный опыт автора.
Давайте окунёмся в литературный процесс и узнаем, как творила знаменитая писательница и что она думала о своём ремесле.
Начало начал
Королева детективного жанра начала писать, когда ей было около тридцати лет. Её первый роман "Загадочное происшествие в Стайлзе" был сочинён и опубликован в 1920 году. До этого британская писательница пробовала придумывать рассказы, а еще раньше баловалась стихотворениями, и даже не могла себе представить, что когда-нибудь будет зарабатывать себе на жизнь литературным мастерством.
Любопытно, что сочинять истории Агата начала от скуки. В своей «Автобиографии» писательница рассказывает, что как-то зимним вечером, поправляясь после болезни, она пожаловалась матери на то, что ей решительно нечем заняться. На что та предложила дочери написать рассказ. На возражения Агаты, мать ответила следующее:
«Ты не знаешь, можешь ты или нет, пока не попробуешь. Ты можешь начать прямо сейчас».
Агата тотчас и приступила. Написала несколько коротких историй, после чего приступила к созданию романа.
Из любителя в профессионала
"Прежде всего, я не испытывала от работы над ней (*речь идет о романе «Тайна Голубого экспресса») ни капли удовольствия, у меня не было никакого вдохновения. Я придумала сюжет – вполне приемлемый сюжет, частично заимствованный из собственного рассказа, и, если можно так выразиться, знала, куда идти, но картины и люди не оживали. Мною двигало лишь желание, вернее, необходимость написать книгу и заработать денег.
Именно тогда, вероятно, я стала превращаться из любителя в профессионала. Последний отличается от первого тем, что должен писать и тогда, когда не хочется, и тогда, когда то, что пишешь, не слишком тебя увлекает, и даже когда получается не так, как хотелось".
Плохой рассказчик - хороший писатель
"Иногда хотелось посоветоваться с ним (*с мужем) по поводу замысла нового рассказа или отдельных линий развития сюжета. Когда, запинаясь, я начинала рассказывать, мне самой все казалось в высшей степени банальным, неинтересным – можно найти и другие определения, но не будем уточнять.
Сюжет тут же умирал, сраженный наповал. Иногда я, правда, воскрешала его, вернее, он сам восставал из пепла лет через пять-шесть и, не подвергнутый предварительной критической обработке, расцветал весьма недурно, превращаясь порой в одну из моих любимых книг. Дело в том, что писателю очень трудно выразить в устной речи свой замысел. С карандашом в руке или за пишущей машинкой – другое дело, тогда вещь получается почти такой, какой станет в окончательном виде, но рассказать то, что ты только еще собираешься написать, почти невозможно, во всяком случае, для меня. В конце концов, я поняла, что пока вещь не написана, о ней никому нельзя рассказывать".
Перипетии с диктофоном
"Мне, когда я сочиняю, удобнее писать самой – либо от руки, либо на машинке. Удивительно: когда слышишь свой голос, становишься неуверенной и не можешь толково выразить свою мысль.
Без сомнений, усилия, которые тратишь, когда пишешь на машинке или от руки, заставляли меня быть экономней в языке, – автору детективных рассказов это, уверена, особенно необходимо. Читатель не желает, чтобы одно и то же ему разжевывали по три-четыре раза. А когда наговариваешь текст на диктофон, возникает искушение сказать и так, и эдак, то же самое, но разными словами. Конечно, потом можно все сократить, но это раздражает и нарушает плавное течение мысли. И все-таки человек – создание ленивое, он не станет писать больше, чем необходимо, чтобы выразить свою мысль".
Хороший писатель - плохой критик
"Я никогда не соглашалась на просьбы прочесть чью-нибудь рукопись. Во-первых, стоит согласиться лишь однажды – и у тебя уже не останется времени ни на что другое, ты только и будешь что читать чужие рукописи. Но главное – я не считаю, что писатель может быть компетентным критиком. Его возможности сводятся к тому, что он объясняет, как бы написал это сам, но ведь каждый пишет по-своему и по-своему себя выражает.
К тому же меня пугает мысль о том, что я могу ненароком обескуражить человека и у него опустятся руки. Один добрый друг показал рукопись моего раннего рассказа известной писательнице. По прочтении его дама с сожалением, но твердо вынесла вердикт: писателя из этого автора не получится никогда. На самом деле, хоть, будучи не критиком, а писательницей, она себе в том отчета и не отдавала, она, скорее всего, имела в виду, что автор прочитанного ею рассказа пока еще незрелый писатель и что публиковать его вещи рано. Критик или издатель на ее месте обнаружили бы большую проницательность, так как их профессия – находить побеги, из которых что-нибудь может вырасти. Вот почему я не люблю выступать в роли критика – боюсь причинить вред".
Совет начинающим писателям
"Бессмысленно писать роман объемом свыше тридцати тысяч слов – в наши дни такой роман трудно напечатать. «О, – возразит автор, – но этот роман должен быть именно таким!» Быть может. Если автор – гений. Но большинство-то из нас – ремесленники. Мы делаем то, что умеем и от чего получаем удовольствие, и мы хотим выгодно продать свое изделие. А коли так, ему следует придать ту форму и тот размер, которые пользуются спросом. Если вы собрались писать книгу, узнайте, какого объема книги лучше читаются, и постарайтесь уложиться именно в этот объем. Если хотите написать рассказ для определенного журнала, вы должны точно знать, какого рода и объема рассказы печатает именно этот журнал. Вот если вы задумали написать рассказ для себя – тогда дело другое, пишите как хотите и сколько хотите; но тогда вам придется ограничиться удовольствием, которое вы получите от его написания. Весьма неплодотворно для молодого автора считать себя богоданным гeнием, – конечно, встречаются и такие, но очень редко. Нет, следует рассматривать себя как мастера, у которого в руках хорошее, честное ремесло, и овладеть сначала всеми тонкостями этого ремесла, а уж затем вкладывать в него свои творческие идеи; но подчиняться при этом дисциплине по части формы – обязательно".
Источником для публикации послужила «Автобиография» Агаты Кристи.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books. Впереди много интересного!