Самый загадочный праздник года кроет в себе намного больше загадок, чем мы думаем. Достаточно изучить историю его появления или же «биографию» рождественского дерева. Если бы все мы знали наизусть, как появилась елка и традиции ее декора, мы бы давно превратили ее украшение в диковинный ритуал, что, возможно, возродил бы старые законы жанра, давно забытые. О них мы могли услышать на лекции Аллы Сальниковой и Григория Ивойлова «История елочной игрушки».
Елки появились в XVI веке, и отнюдь не в Германии, как гласит распространенная гипотеза, а в Риге и Таллине. На центральных площадях этих городов молодые люди воздвигали внушительных размеров рождественские деревья, водили вокруг них хороводы, а потом сжигали их. Некоторые исследователи, однако, не могут подтвердить этот факт. А вот первые елочные украшения (применять термин «елочные игрушки» к ним в ту эпоху считалось неуместным) появились как раз в Германии в то же время. Связано это было с процессом реформации М. Лютера, который шел тогда по стране. Одна легенда вполне достоверно описывает факт появления на еловых ветках живописного декора. Дело было накануне Рождества: великий реформатор шел по лесу и увидел, как красиво струится звездный свет сквозь иголки хвойных деревьев, после чего он вернулся домой и украсил елку свечами. Так, последние стали символизировать яркие звезды рождественской ночи. Несмотря на то, что это может быть красивой легендой, она свидетельствует, что первыми наряжать елку стали протестанты, а не католики. Дело в том, что у католиков был «рождественский вертеп» — сцена, композиция, театральная постановка в храме, воспроизводящая сцену Рождества Христова средствами различных искусств. Протестанты же считали, что поклоняться образу не стоит, и на их елке не было прямого изображения Христа или его ближайших сподвижников.
В Германии в XVI веке на паперти в церкви накануне рождества разыгрывались рождественские мистерии, изображавшие в том числе изгнание Адама и Евы из рая. На краю сцены ставилась зеленая ветка как символ сада Эдема, дерево, украшенное «запретными плодами». Когда мистерии показывать прекратили, елка постепенно начала переселяться в дома средневековых граждан. Это была пока не елка, а ветви. Зачастую маленькая елка могла стоять на столе или даже подвешиваться к потолку в перевернутом виде.
Людям это понравилось, и елки стали украшаться. До этого рождественские деревья были полны религиозного смысла, и специальных украшений не было, поэтому обвешивались деревья чем-то съестным, как-то: яблоки, орехи, выпечка. На Нюрнбергском базаре в середине века уже можно было купить то, чем украсить дерево. Однако подручные средства и еда, к примеру, украшения из сыра, до сих пор использовались.
Елка становилась все более и более популярной, но в Германии ощущалось противостояние между католическим севером и протестантским югом. Католические священники уверяли, что елка — исконно детская забава, она отвлекает людей от высоких мыслей, потому традицию должно ликвидировать. Только со времён войны 1870 года между Германией и Францией, когда в одних окопах ютились и северяне, и южане, традиция снова стала общегерманской. Даже в самом бедном доме должно было стоять праздничное дерево. В Россию эта тенденция пришла именно отсюда. Здесь она была крепкой. В Европе идея тоже быстро распространилась, в том числе и в связи с корнями монархов и сильной немецкой династией.
Считается, что в Россию елку ввез Петр I. Побывав в Европе и влюбившись в рождественские декорации, 20 декабря 1699 года он издал указ №1736 («О праздновании Нового года») о необходимости украшать городское пространство. Но после смерти Петра традицию соблюдали только кабатчики, что ставили елку у входа в свое заведение, причем над дверью. Отсюда появилось выражение «пойти под елку» — выпить перед праздниками. Но опять же, источников, подтверждающих точное возникновение елок и новогодних праздников, нет.
Император Николай I и его супруга Александра Федоровна, урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, возродили начинание Петра. Это было связано не только с происхождением царствующих особ, но и с появлением концепции «самодержавие — православие — народность». Кажется, что вроде бы здесь западным тенденциям не найдется места, но государь должен быть главой государства, «семьи», а значит, ничего лучше нет семейных объединяющих праздников. В 30-е годы при царском дворе уже проводилось празднование Рождества, а от него традиция распространялась и по всей стране. Но в XIX веке поставить елку было очень дорого. Конечно, наиболее богатые слои населения, такие как торговцы, купцы и банкиры, всегда подражали аристократам и проводили праздники пышно, но украшенную елку можно было купить за 100-200 рублей, при том, что средняя зарплата, скажем, врача — 220 рублей.
Елочные украшения в то время в России не производились. Они ввозились из Германии, где процесс производства был самый масштабный. Поэтому там были самые дешевые игрушки, и в результате весь мир мыл заполонен ими буквально до Первой мировой. Но они были хрупки — достать стеклянный шар из Германии было роскошью, поэтому аристократы и богачи в декоре прибегали к традициям средневековой Германии (повязывали банты и украшали ветви едой), а женщины разбавляли вид своими украшениями: кольцами, перстнями, серьгами. Так появилось исконно русское елочное украшение — бусы. В Казани же елочные игрушки не продавались до середины XIX века.
Как кустарное производство елочная игрушка стала развиваться в Клинском уезде Московской губернии ввиду успешного производство стекла. Деревенские женщины украшали деревья стеклянными бусами, пуговицами и многим другим. Вскоре, к юбилею дома Романовых прозвучал призыв украшать елку в национальном стиле — для поднятия русского духа. Также была построена фабрика, где игрушки собирались из ввозимых из Германии частей.
В Первую мировую войну возросли антинемецкие настроения. Однако редко люди отрекались от онемеченной елки и от Рождества. Тем временем в Германии игрушка стала очень милитаризированной, и на рождественских деревьях можно было встретить мины, ручные гранаты, дирижабли и прочее. Этого не было в России, национализация и политизация нашу игрушку затронула не сильно.
Правительство пыталось осоветить Рождество, в то время советское содержание проникало в жизнь очень странным способом. Во время голода в Поволжье Наркомнацем были организованы детдома для татарских детей-сирот, эвакуированных из опасной зоны, и на одной из организованных елок на предложение детям спеть их любимую рождественскую песню они ответили всегласным «Интернационалом». В 1922-23 годы, во время штурма комсомольской антирелигиозной компании, стали отмечать «комрождество» или «комсвятки». Конечно, елка там как незаменимый атрибут праздника была, но наряжалась она специфическим способом. В неком полку для солдат-красноармейцев была проведена елка, и дерево там было украшено куклами в виде Юденича, Колчака, Деникина, проткнутых щепками. С 1927 года Рождество было отменено как символ отжившего, буржуазного. Взрослых исключали из комсомола, увольняли с работы, детей исключали из пионеров. Но люди все равно справляли Рождество за толстыми шторами, поставив с трудом добытую елку на час, потом сразу же убирая ее.
На рубеже 1935-36 годов власть вдруг завила, что праздник имеет глубокие воспитательные и идеологические традиции, вселяющие нравственность в наших детей. Появляется статья в «Правде» с призывом вернуть елку в советские семьи. Все украшения, тогда еще немногочисленные, отдавались детям. Целые «отряды Дедов Морозов» доставляли елки в труднодоступные районы страны, например, в Туркменистан.
Война несколько военизировала праздник: Дед Мороз изображался в виде воина, громящего фашистов. Рождество исчезло, на смену пришел Новый год. Но елка устанавливалась по традиции в сочельник — накануне праздника. Уже после войны кустарное производство было налажено, появились новые виды игрушек: пики (кремлевские башни), знаменитая хрущевская кукуруза. Но в середине 60-х годов производство игрушки вообще прекратилось, и началось производство однотипных шишек, шаров, не представляющих ни эстетической, ни идеологической ценности. А в середине 1991 года мы получаем целый поток китайских елочных игрушек, крепких и прочных. Украшения же, произведенные по старой технологии, сейчас очень редки, а если и встречаются, то стоят очень и очень дорого, а донести их до дома — целое искусство.
Алина Валиева, редакция Include
Фото из архива редакции, Эльмиры Мифтаховой и Ольги Михеевой, специально для редакции Include