Со времен американской революции правящие круги страны пытались найти решение проблемы свободных чернокожих. Восторжествовало мнение, что они должны быть репатриированы в Африку. Эту концепцию поддержали и либералы, и реакционеры. Либералы видели в ней начало реализации политики постепенного освобождения рабов, реакционеры — меру, направленную на укрепление института рабства. Обе категории объединяло убеждение, что белые и свободные, чернокожие не могут жить в границах одного государства.
И хотя АКО — результат компромисса между либералами и реакционерами, объективно оно служило интереса рабовладельческого класса. В своей практической деятельности АКО рассчитывало получить поддержку и одобрение всего американского народа, доказав Северу, что оно «наиболее гуманное и бескорыстное», а Югу — что оно «решительно возражает против любой меры, которая может посягнуть на право собственности или нарушить общественный покой» .
Однако надеждам руководителей АКО не суждено было сбыться. Чернокожие уже тогда считали своей родиной Америку и решительно отвергли планы репатриации в Африку. Борьбу чернокожих за свободу и равенство в Соединенных Штатах поддержали белые аболиционисты. Среди большинства чернокожих и аболиционистов не было расхождений в оценке деятельности АКО, они правильно поняли его сущность как орудия рабовладельцев. Вместе с тем нельзя не отметить, что усилия АКО натолкнулись на сопротивление наиболее «твердолобых» рабовладельцев, отвергавших любой намек на «гнилой либерализм» по отношению к чернокожим. Возражения «твердолобых» — одна из причин того, почему правительство США формально не связало себя с планами переселения свободных чернокожих в Африку. Однако действия АКО отличались от действий правительства только теоретически. Разница, по замечанию одного автора, состояла лишь в том, что правительство США осуществляло в Либерии политику «завуалированного протектората, тогда как АКО — политику прямой опеки».
Итак, лозунг «Назад, в Африку!» служил, прежде всего, интересам рабовладельцев. В XIX в. в США широко бытовало выражение: «Индеец хорош только мертвый». Применительно к свободным чернокожим оно было перефразировано так: «Либо чернокожий — раб, либо пусть убирается в Африку!» . Стремление правящих кругов США решить расовую проблему путем выселения чернокожих в Африку, широкая кампания, призванная доказать невозможность совместного проживания чернокожих и белых в границах одного государства, — все это оставило глубокий след в сознании американского народа и в немалой степени объясняло остроту расовой проблемы в США.
Резюмируя материалы, изложенные в этой главе, нельзя не прийти к следующим выводам: деятельность АКО, какими бы гуманными соображениями ни руководствовались отдельные его члены, была объективно направлена на укрепление рабовладельческого строя в Соединенных Штатах; чернокожее население Соединенных Штатов в своем подавляющем большинстве отнеслось резко отрицательно к планам переселения в Африку, ибо уже тогда, в начале XIX в., считало Америку своей родиной.