Мы живем в удивительное время, когда изнасиловать человека стало возможным словами или, например, взглядом. Следующий шаг, думается, — насилие силой мысли. Если вы какой-нибудь Джеймс Франко, достаточно будет перед сном вспомнить, как вы сосались с Кирстен Данст на глазах у ноющего Тоби Магуайра, и здравствуйте-не ждали — вместо сладостных мгновений скандал, суд и разложение. Если же вы не Джеймс Франко, а журналист, дела еще хуже: чтобы вы не посмели кого-то поиметь даже мысленно, сотни факторов поимеют вас заранее.
На этой неделе Международная комиссия по наркотической политике (это не бабки у твоего подъезда, а серьезная швейцарская организация) выпустила доклад, в котором попросила журналистов следить за базаром в отношении наркош.
Комиссия во главе с братишкой Кофи Аннаном просит избегать таких слов, как:
- наркозависимый
- лицо, попробовавшее наркотик
- наркозависимость
- наркомания
- трезвый \ принимающий что-то
- борьба с наркотиками
- опиоидная заместительная терапия
Вместо них предлагается использовать следующие словосочетания:
- человек, принимающий наркотики
- человек, употребление наркотиков у которого некритично
- проблемы с употреблением психоактивных веществ
- человек, который прекратил употреблять вещества
- и так далее
Ей-богу, пользы было бы больше, если бы в левой колонке перечислили продукты типа "молочка и гречи", а в левой — мет, кокс и всякое такое.
Но, оказывается, это СМИ влияют на то, как общество воспринимает наркотики.
Язык, используемый в разговоре о или с людьми, употребляющими наркотики, оказывает огромное влияние на то, как они видят себя и как их воспринимают другие.
Именно поэтому журналистам стоит сменить тон.
Серьезно? Это очень удобная позиция. “Однажды я бахнул геры под мостом, приоткрыл утреннюю газету, которой укрывался ночью, и увидел невообразимое: слово “наркозависимый”. Этому обществу я не нужен, пожалуй, останусь под мостом”.
Еще раз. Комиссия — это не какая-то шарашка, а такое небольшое собраньице, в котором, наверняка, нет-нет да обсудят дела масонской ложи. У них там и сэр Ричард Брэнсон, и бывший президент Швейцарии. Среди них достаточно людей, которые как-то могут повлиять на ситуацию с наркотрафиком, но всем известно, что достаточно выбрать менее обидные формулировки, и проблема исчезнет сама собой. Ну, как с афроамериканцами получилось.
Ок, а что за микро-редактура?
Читая эту новость, мне показалось, что я придумал это слово по аналогии с “микро-менеджментом”, но хрен там был. Андрей Мирошниченко юзал его еще раньше. Не знаю, подразумевал ли он то же самое, но в моем понимании микро-редактура — это зависание заебчивых редакторов на мелочах.
Микро-редактурой может заниматься непосредственно ваш редактор. Он забьет на идею, фактуру, контекст и божественные переходы. Его будут волновать только формальные составляющие текста. Он будет высылать правки на правки на правки. И в итоге может получиться хороший текст. Просто потому что в его основе не лежало какой-то глубокой мысли. Чем хорош такой подход? Готовый продукт, возможно, будет состоять из идеальных ингредиентов — каждая буковка на своем месте. Чем плох? Продукт может получиться аккуратным, ровнехоньким, красивым куском говна.
А еще микро-редактура пролезает в тексты и извне. Это сжимающая горло цензура. 130 лет назад Марк Твен мог написать слово “нигер” так сказать черным по белому. Сегодня я такого никому не посоветовал бы делать из американских писателей. Год назад большой автор мог позволить себе безобидную шутку про домогательства, сегодня… Не знаю, ну попробуйте. И этот круг сжимается дальше. Наркоманы, верующие, верующие-наркоманы, кто следующий? При этом наркоманов не становится меньше, а вымученные тексты растут как на дрожжах. Скоро у каждого второго слова в статьях будет сноска в стиле “Запрещенная на территории Земли смысловая конструкция”.
И знаете еще что? Сейчас придется хорошенечко дать заднюю, но, судя по всему, инфостиль себе такого не позволяет и борется с лишним нагромождением. Хотя по своей сути он тоже та еще микро-редактура.
_____________________________
Если вы чувствуете в себе силы, разделяете взгляды автора и хотите присоединиться к созданию канала, будем только рады. Вся информация тут.
P.S. Если ваши кулачки непроизвольно сжались от этого текста, и захотелось вступиться за инфостиль, вот вам трюк: я уже побывал в будущем и привел контраргументы на ваше негодование, наслаждайтесь.
P.P.S. Кстати, в будущем вы так и не стали успешным коммерческим писателем.