(Из истории бронетанковой техники , отрывок из книги ВНИИтрансмаш—страницы истории. Под ред. Э.К. Потемкина, Санкт-Петербург, 1999 г. )
Опыт Великой Отечественной войны и результаты испытаний, проведенных 38НИИБТ до 1967 г., показали, что танки могут частично или полностью терять боеспособность даже при непробитии брони снарядами, вследствие выхода из строя узлов, приборов, внутреннего оборудования и экипажа.
Возросло могущество противотанковых боеприпасов. Как отклик на это, существенно повысился уровень защиты танков. Одновременно ВГМ оснащаются приборами и оборудованием, требующими внимательного отношения к их виброударостойкости. Проблема обеспечения живучести танков при их поражении снарядами без пробития брони становится одной из главных в танкостроении.
В 1964 г. по инициативе Н.М.Чистякова проводились научно-технические работы (руководитель В.П.Коробочкин) по исследованию воздействия различных боеприпасов на танки. В испытуемых объектах также размещались подопытные животные для определения характера поражения их внутренних органов.
В 1967 г. было принято решение начать систематические исследования живучести полностью укомплектованных современных танков с контролем параметров ускорений, скоростей и перемещений тыльной поверхности брони, с исследованием процессов, происходящих при соударении снаряда с броней и подробной дефектацией внутреннего оборудования.
Работа могла дать искомые результаты только при условии создания многопрофильного измерительного комплекса и специального испытательного участка. В институт были приглашены специалисты, имевшие значительный опыт работы по созданию и эксплуатации измерительной, в том числе датчиковой аппаратуры и хорошие связи с Ржевским полигоном, на базе которого было решено создать испытательный участок.
По инициативе отдела и своими силами был построен и оснащен уникальный испытательный участок.
Тематическую карточку НИР, с которой «ходили» по инстанциям бывшие начальник отдела №7 О.М.Лазебник и главный инженер ГУ МОП П.А.Ефимов, завизированную зам министра Ж.Я.Котиным, категорически отказался визировать другой зам министра — Б.А.Комиссаров.
К тогдашнему министру оборонной промышленности С.А.Звереву, горячо поддерживавшему эту работу, Ж.Я.Котин в сопровождении П.А.Ефимова и О.М.Лазебника пришел не с полностью оформленной карточкой. С.А.Зверев проникся глубоким пониманием необходимости проведения этой НИР и не только подписал тематическую карточку, но и договорился о ее проведении с руководством МО, при этом вдвое сократил сроки ее выполнения. Она была успешно завершена в 1971 г.
При проведении НИР институтом разработаны измерительные средства и методика исследования динамического нагружения снарядами броневых конструкций, узлов и приборов внутреннего оборудования, а также параметров ударных и акустических волн в заброневом пространстве. Выполнены исследования поражающего действия на бронеплиты различных типов современных боеприпасов. Проведена сравнительная экспериментально-теоретическая оценка действия этих средств на бронеплиты при непробитии.
В результате обстрела танков Т-10, Т-54, Т-62, Т-64 и Т-64А получены предварительные данные по прочности крепления и работоспособности узлов, агрегатов и приборов внутреннего оборудования, а также установлена номенклатура узлов с наибольшими повреждениями при непробивном воздействии снарядов.
Определено поле распределения ускорений на броневых несущих конструкциях танка Т-64 при непробивном воздействии 100- и 115-мм БПС, 115-мм ОФС и 100- и 122-мм БС, а также на узлах и приборах внутреннего оборудования танков Т-10, Т-64, Т-62, Т-64А.
На основании разработанной институтом методики приближенной оценки вероятности поражающего действия снарядов на танки проведены оценочные расчеты поражаемости танка Т-64А при стрельбе по нему с дальности 1000 м.
Объем проведенных исследований (Г.Н.Рыбин, О.М.Лазебник, В.В.Гаюн. Г.Д.Хорунжий) позволил оценить эффективность тех или иных боеприпасов и поражаемость подвергавшихся обстрелу танков, а также определить вероятностные границы полной потери боеспособности танков.
Были проведены экспериментально-теоретические исследования штатных и опытных амортизационных систем и намечены пути повышения живучести узлов и приборов внутреннего оборудования танков.
Результаты исследований позволили определить пути повышения живучести:
размещение узлов электрооборудования и систем автоматики в агрегатно-кассетном исполнении с отсутствием соприкосновения с основными броневыми деталями (позднее это предложение было с успехом реализовано на танке Т-72); перенос узлов с верхней лобовой детали корпуса в менее уязвимые места; совершенствование систем индивидуальной амортизации узлов внутреннего оборудования; повышение ударостойкости собственных элементов узлов и приборов, дублирование функций и резервирование узлов.
Было показано, что одним из наиболее перспективных направлений по повышению живучести является применение (использование) разнесенных несущих конструкций.
На основании накопленного «богатого» экспериментально-теоретического материала была открыта НИР по обеспечению живучести танков при воздействии снарядов без пробития брони.
Совместно с УКБТМ, ХКБМ, КБТМ и СКВ «Ротор» были разработаны предложения по конструкторской разработке отдельных узлов и приборов танков Т-64А и Т-62 с целью повышения их живучести при снарядном обстреле с непробитием брони. Эти предложения были реализованы при создании танка Т-64Б и всех модификаций танков Т-72 и Т-80 (В.С.Павлов, А.Ф.Полищук).
Была разработана методика определения поражаемости танка. В проведении теоретических и расчетных исследований принимали участие ВНИИстали, НИИММ ЛГУ, ИМ АН УССР, ТПИ.
В разработке и создании экспериментальных методов и средств измерения принимали участие Институт проблем прочности АН УССР, Свердловский филиал ВНИИМ, СКВ «Проект-прибор», ОМЗ.
Была разработана методика расчетного определения параметров силового нагружения элементов бронеконструкций танка и произведена сравнительная оценка различных типов снарядов по этому критерию. Разработаны методики расчетно-теоретического определения параметров движения элементов бронеконструкций и внутреннего оборудования танков при снарядном обстреле.
Экспериментально исследованы динамические нагрузки, испытываемые элементами бронеконструкций танков. Предложена упрощенная методика расчета параметров движения элементов конструкции и внутреннего оборудования танка при интенсивном обстреле.
ВНИИтрансмаш при участии СКБ «Ротор» был выполнен ряд НИР по оценке виброударо- защитных свойств (эффективности) танковых приборных амортизаторов, а также выработке требований, которым они должны удовлетворять.
Анализ зарубежных и отечественных материалов по средствам виброударозащиты показал, что танковым компоновочным требованиям наиболее полно отвечают так называемые полосовые резиновые амортизаторы, на основе которых институт разработал амортизатор танковый (транспортный) резиновый АТР из резины марок 1847 и 2959.
По результатам лабораторных, заводских и полевых испытаний АТР стала очевидной необходимость постановки их на серийное производство.
Подготовка к серийному производству амортизаторов велась под руководством института с участием СКБ «Ротор», НИИРП, НИИШП.СЗРТИ и представительств заказчика. Вместо остродефицитного натурального каучука для серийного изготовления АТР была использована специальная резина, наиболее полно удовлетворяющая требованиям по температуре, сроку хранения и маслобензостойкости. Амортизаторы из этой резины стали называться АТРМ.
Подготовленная конструкторская, нормативная, техническая и технологическая документация позволила СЗРТИ, начиная с конца 1978 г., приступить к серийному изготовлению амортизаторов АТРМ.
Для обеспечения внедрения амортизаторов АТРМ институт совместно с СКБ «Ротор» разработал и согласовал с промышленностью и заказчиком стандарт «Амортизаторы резинометаллические приборные для военных гусеничных машин. Типы, основные размеры и технические условия» на широкий диапазон нагрузок.
За прошедшее время было изготовлено свыше 50 тыс. амортизаторов АТРМ. Ими оснащена аппаратура, поставленная на все танки, БМП и другие ВГМ. В местах эксплуатации не зарегистрировано ни одного случая разрушения или отказа аппаратуры по вине амортизаторов.
Экспериментально-теоретические исследования по обеспечению живучести танков при не- пробитии выполнялись большим коллективом специалистов в составе В.В.Гаюна, Ш.И.Нана- вы, О.П.Гусева, С.М.Самойлова, В.С.Павлова, Б.Ю.Горюнкова, А.Г.Комяженко, В.Я.Соколова,
А.Г.Костромитинова, А.А.Сушкова, Г.Ф.Завьяловой, Э.Ф.Абрамова, Ю.Д.Барагина, К.Д.Гребне- ва, Н.А.Соболевой, О.С.Талаквадзе, В.В.Алексеева, К.В.Морозова, В.Б.Селина, В.К.Мирошни- ченко, М.В.Дмитриевой, И.И.Смолиной, Г.К.Горкиной, Л.В.Михайлюк, З.А.Николаевой, В.А.Нестерова, Ю.К.Демидова, А.П.Трефилова, Э.Э.Бартаускиса, В.А.Ворониной и С.А.Вахромовой.
Активное участие в этих работах принимали также: В.А.Зайцев, Г.Г.Голуб, Р.Д.Тетельбаум, И.С.Карасов, Г.С.Жартовский, В.А.Никольченко, М.В.Тихомиров, К.С.Кириченко, Т.И.Смирнова,
В.Е.Тютина, В.Б.Левшин, А. А. Казанский, В.П.Блинов, В.А.Ефремов, И.Д.Славинский и др. И.С.Карасовым была защищена кандидатская диссертация.
Испытания корпусов танков, полностью укомплектованных танков и других машин подтвердили высокую надежность мероприятий, разработанных ВНИИтрансмаш.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ТАНКОВ ПРИ ПРОБИТИИ БРОНИ
Естественно, что создание абсолютной защиты изделий БТТ невозможно. Разные проекции машины защищены неодинаково. А в основных проекциях, где уровень защиты должен соответствовать заданным ТТТ, имеются, так называемые, ослабленные участки (места установки орудия, приборов наблюдения и прицеливания, внутреннего оборудования машины). Попадания снарядов под углами, превышающими углы безопасного маневрирования, в ослабленные места, применение более могущественных, чем предусмотренные ТТТ боеприпасов, стрельба с дистанций, меньших, чем оговорено требованиями, могут приводить к пробитию брони.
Заброневое действие боеприпасов при пробитии брони может быть различно и зависеть от места попадания, могущества боеприпаса, запаса по пробитию и т.п.
Обеспечение живучести при пробитии брони является сложной технической задачей, и ее решение возможно следующими способами:
снижением заброневого потока осколков, возникающих при пробитии брони, при помощи локальной защиты внутреннего оборудования, боекомплекта и топлива; комбинированными средствами — локальной защитой в сочетании с применением «сдающих» элементов корпуса (сбрасываемые люки, крышки и т.п.), а также повышением ремонтопригодности при поражении внутреннего оборудования. В этом случае ставится задача исключения взрыва боекомплекта или топлива и безусловное исключение детонации боекомплекта. Рассматривались также применение водотопливных эмульсий, различные варианты систем ППО.
Экспериментальные исследования проводились, главным образом, на специально построенной отделом №43 площадке, а также при проведении испытаний в 38НИИБТ. Установлено, что поражение осколками или остатками кумулятивной струи менее разрушительное, чем при пробитии кинетическими боеприпасами, однако может приводить к возгоранию или взрыву топлива или боекомплекта. Доказано также, что вероятность поражения боекомплекта не может быть достаточно снижена только за счет повышения противоснарядной стойкости лобовых проекций танка и размещения боекомплекта в наименее поражаемом заброневом пространстве.
Противоосколочные комбинированные экраны способны задержать осколочный поток за исключением лидирующих осколков, которые представляют собой остатки снаряда или кумулятивной струи, обладающие высокой пробивной способностью.
Одной из основных наработок института, реализуемых в современных проектах, является применение отсеков для топлива и боекомплекта. Эксперименты показали, что отсеки для боеприпасов могут защитить экипаж и предотвратить безвозвратную потерю танка при горении или неполном взрыве боекомплекта. Защитный эффект может быть повышен за счет мероприятий по отводу тепла и локальных изолирующих перегородок между боеприпасами. Выявлена также высокая эффективность применения полиуретановых баков.
При проведении работ по изучению поражающего действия боеприпасов при непробивном воздействии и пробитии брони получен исчерпывающий материал по действию осколочного потока, образующегося на поверхности брони и воздействующего на наружное оборудование. Подробное изучение этого материала позволило определить характер его воздействия и разработать комплекс мероприятий по защите входных окон приборов наблюдения и прицеливания и другого наружного оборудования от осколочного потока.
Наибольший вклад в исследование процессов, разработку и реализацию мероприятий по защите объектов внесли Ю.А.Антонов, В.П.Антоновский, В.В.Аксенович, В.М.Бакшинов,
С.М.Балакин, В.К.Борзов, В.И.Вяземский, В.В.Гаюн, О.П.Гусев, А.Г.Комяженко, О.М.Лазеб- ник, С.Б.Малин, Ю.А.Михеев, А.И.Пилецкий, В.Д.Ребриков, И.Г.Сенчаков, М.Л.Степанов, В.И.Тимохин, Б.З.Шапиро, Л.И.Бабикова, С.А.Вахромова, Н.А.Соболева.
Большое внимание работе уделяли П.П.Исаков, а также М.П.Кудрявцев и В.М.Терехов (от представительства заказчика).