Найти тему

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ТАНКОВ ПРИ НЕПРОБИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ СНАРЯДОВ

(Из истории бронетанковой техники , отрывок из книги ВНИИтрансмаш—страницы истории. Под ред. Э.К. Потемкина, Санкт-Петербург, 1999 г. )

Опыт Великой Отечественной войны и результаты испытаний, проведенных 38НИИБТ до 1967 г., показали, что танки могут частично или полностью терять боеспособность даже при непробитии брони снарядами, вследствие выхода из строя узлов, приборов, внутреннего обору­дования и экипажа.

Возросло могущество противотанковых боеприпасов. Как отклик на это, существенно повы­сился уровень защиты танков. Одновременно ВГМ оснащаются приборами и оборудованием, требу­ющими внимательного отношения к их виброударостойкости. Проблема обеспечения живучести тан­ков при их поражении снарядами без пробития брони становится одной из главных в танкостроении.

В 1964 г. по инициативе Н.М.Чистякова проводились научно-технические работы (руково­дитель В.П.Коробочкин) по исследованию воздействия различных боеприпасов на танки. В ис­пытуемых объектах также размещались подопытные животные для определения характера пора­жения их внутренних органов.

В 1967 г. было принято решение начать систематические исследования живучести полнос­тью укомплектованных современных танков с контролем параметров ускорений, скоростей и пе­ремещений тыльной поверхности брони, с исследованием процессов, происходящих при соуда­рении снаряда с броней и подробной дефектацией внутреннего оборудования.

Работа могла дать искомые результаты только при условии создания многопрофильного из­мерительного комплекса и специального испытательного участка. В институт были приглашены специалисты, имевшие значительный опыт работы по созданию и эксплуатации измерительной, в том числе датчиковой аппаратуры и хорошие связи с Ржевским полигоном, на базе которого было решено создать испытательный участок.

По инициативе отдела и своими силами был построен и оснащен уникальный испытатель­ный участок.

Тематическую карточку НИР, с которой «ходили» по инстанциям бывшие начальник отде­ла №7 О.М.Лазебник и главный инженер ГУ МОП П.А.Ефимов, завизированную зам министра Ж.Я.Котиным, категорически отказался визировать другой зам министра — Б.А.Комиссаров.

К тогдашнему министру оборонной промышленности С.А.Звереву, горячо поддерживав­шему эту работу, Ж.Я.Котин в сопровождении П.А.Ефимова и О.М.Лазебника пришел не с пол­ностью оформленной карточкой. С.А.Зверев проникся глубоким пониманием необходимости проведения этой НИР и не только подписал тематическую карточку, но и договорился о ее про­ведении с руководством МО, при этом вдвое сократил сроки ее выполнения. Она была успешно завершена в 1971 г.

При проведении НИР институтом разработаны измерительные средства и методика иссле­дования динамического нагружения снарядами броневых конструкций, узлов и приборов внут­реннего оборудования, а также параметров ударных и акустических волн в заброневом простран­стве. Выполнены исследования поражающего действия на бронеплиты различных типов совре­менных боеприпасов. Проведена сравнительная экспериментально-теоретическая оценка дей­ствия этих средств на бронеплиты при непробитии.

В результате обстрела танков Т-10, Т-54, Т-62, Т-64 и Т-64А получены предварительные данные по прочности крепления и работоспособности узлов, агрегатов и приборов внутреннего оборудования, а также установлена номенклатура узлов с наибольшими повреждениями при не­пробивном воздействии снарядов.

Определено поле распределения ускорений на броневых несущих конструкциях танка Т-64 при непробивном воздействии 100- и 115-мм БПС, 115-мм ОФС и 100- и 122-мм БС, а также на узлах и приборах внутреннего оборудования танков Т-10, Т-64, Т-62, Т-64А.

На основании разработанной институтом методики приближенной оценки вероятности пора­жающего действия снарядов на танки проведены оценочные расчеты поражаемости танка Т-64А при стрельбе по нему с дальности 1000 м.

Объем проведенных исследований (Г.Н.Рыбин, О.М.Лазебник, В.В.Гаюн. Г.Д.Хорунжий) по­зволил оценить эффективность тех или иных боеприпасов и поражаемость подвергавшихся об­стрелу танков, а также определить вероятностные границы полной потери боеспособности танков.

Были проведены экспериментально-теоретические исследования штатных и опытных амор­тизационных систем и намечены пути повышения живучести узлов и приборов внутреннего обо­рудования танков.

Результаты исследований позволили определить пути повышения живучести:

размещение узлов электрооборудования и систем автоматики в агрегатно-кассетном испол­нении с отсутствием соприкосновения с основными броневыми деталями (позднее это предло­жение было с успехом реализовано на танке Т-72); перенос узлов с верхней лобовой детали кор­пуса в менее уязвимые места; совершенствование систем индивидуальной амортизации узлов внутреннего оборудования; повышение ударостойкости собственных элементов узлов и прибо­ров, дублирование функций и резервирование узлов.

Было показано, что одним из наиболее перспективных направлений по повышению живуче­сти является применение (использование) разнесенных несущих конструкций.

На основании накопленного «богатого» экспериментально-теоретического материала была открыта НИР по обеспечению живучести танков при воздействии снарядов без пробития брони.

Совместно с УКБТМ, ХКБМ, КБТМ и СКВ «Ротор» были разработаны предложения по конст­рукторской разработке отдельных узлов и приборов танков Т-64А и Т-62 с целью повышения их живучести при снарядном обстреле с непробитием брони. Эти предложения были реализованы при создании танка Т-64Б и всех модификаций танков Т-72 и Т-80 (В.С.Павлов, А.Ф.Полищук).

Была разработана методика определения поражаемости танка. В проведении теоретических и расчетных исследований принимали участие ВНИИстали, НИИММ ЛГУ, ИМ АН УССР, ТПИ.

В разработке и создании экспериментальных методов и средств измерения принимали участие Институт проблем прочности АН УССР, Свердловский филиал ВНИИМ, СКВ «Проект-прибор», ОМЗ.

Была разработана методика расчетного определения параметров силового нагружения эле­ментов бронеконструкций танка и произведена сравнительная оценка различных типов снарядов по этому критерию. Разработаны методики расчетно-теоретического определения параметров дви­жения элементов бронеконструкций и внутреннего оборудования танков при снарядном обстреле.

Экспериментально исследованы динамические нагрузки, испытываемые элементами броне­конструкций танков. Предложена упрощенная методика расчета параметров движения элементов конструкции и внутреннего оборудования танка при интенсивном обстреле.

ВНИИтрансмаш при участии СКБ «Ротор» был выполнен ряд НИР по оценке виброударо- защитных свойств (эффективности) танковых приборных амортизаторов, а также выработке тре­бований, которым они должны удовлетворять.

Анализ зарубежных и отечественных материалов по средствам виброударозащиты показал, что танковым компоновочным требованиям наиболее полно отвечают так называемые полосо­вые резиновые амортизаторы, на основе которых институт разработал амортизатор танковый (транспортный) резиновый АТР из резины марок 1847 и 2959.

По результатам лабораторных, заводских и полевых испытаний АТР стала очевидной необ­ходимость постановки их на серийное производство.

Подготовка к серийному производству амортизаторов велась под руководством института с участием СКБ «Ротор», НИИРП, НИИШП.СЗРТИ и представительств заказчика. Вместо ост­родефицитного натурального каучука для серийного изготовления АТР была использована спе­циальная резина, наиболее полно удовлетворяющая требованиям по температуре, сроку хране­ния и маслобензостойкости. Амортизаторы из этой резины стали называться АТРМ.

Подготовленная конструкторская, нормативная, техническая и технологическая докумен­тация позволила СЗРТИ, начиная с конца 1978 г., приступить к серийному изготовлению аморти­заторов АТРМ.

Для обеспечения внедрения амортизаторов АТРМ институт совместно с СКБ «Ротор» раз­работал и согласовал с промышленностью и заказчиком стандарт «Амортизаторы резиноме­таллические приборные для военных гусеничных машин. Типы, основные размеры и технические условия» на широкий диапазон нагрузок.

За прошедшее время было изготовлено свыше 50 тыс. амортизаторов АТРМ. Ими оснаще­на аппаратура, поставленная на все танки, БМП и другие ВГМ. В местах эксплуатации не зарегис­трировано ни одного случая разрушения или отказа аппаратуры по вине амортизаторов.

Экспериментально-теоретические исследования по обеспечению живучести танков при не- пробитии выполнялись большим коллективом специалистов в составе В.В.Гаюна, Ш.И.Нана- вы, О.П.Гусева, С.М.Самойлова, В.С.Павлова, Б.Ю.Горюнкова, А.Г.Комяженко, В.Я.Соколова,

А.Г.Костромитинова, А.А.Сушкова, Г.Ф.Завьяловой, Э.Ф.Абрамова, Ю.Д.Барагина, К.Д.Гребне- ва, Н.А.Соболевой, О.С.Талаквадзе, В.В.Алексеева, К.В.Морозова, В.Б.Селина, В.К.Мирошни- ченко, М.В.Дмитриевой, И.И.Смолиной, Г.К.Горкиной, Л.В.Михайлюк, З.А.Николаевой, В.А.Не­стерова, Ю.К.Демидова, А.П.Трефилова, Э.Э.Бартаускиса, В.А.Ворониной и С.А.Вахромовой.

Активное участие в этих работах принимали также: В.А.Зайцев, Г.Г.Голуб, Р.Д.Тетельбаум, И.С.Карасов, Г.С.Жартовский, В.А.Никольченко, М.В.Тихомиров, К.С.Кириченко, Т.И.Смирнова,

В.Е.Тютина, В.Б.Левшин, А. А. Казанский, В.П.Блинов, В.А.Ефремов, И.Д.Славинский и др. И.С.Карасовым была защищена кандидатская диссертация.

Испытания корпусов танков, полностью укомплектованных танков и других машин под­твердили высокую надежность мероприятий, разработанных ВНИИтрансмаш.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ТАНКОВ ПРИ ПРОБИТИИ БРОНИ

Естественно, что создание абсолютной защиты изделий БТТ невозможно. Разные проекции машины защищены неодинаково. А в основных проекциях, где уровень защиты должен соответ­ствовать заданным ТТТ, имеются, так называемые, ослабленные участки (места установки ору­дия, приборов наблюдения и прицеливания, внутреннего оборудования машины). Попадания сна­рядов под углами, превышающими углы безопасного маневрирования, в ослабленные места, применение более могущественных, чем предусмотренные ТТТ боеприпасов, стрельба с дистан­ций, меньших, чем оговорено требованиями, могут приводить к пробитию брони.

Заброневое действие боеприпасов при пробитии брони может быть различно и зависеть от места попадания, могущества боеприпаса, запаса по пробитию и т.п.

Обеспечение живучести при пробитии брони является сложной технической задачей, и ее решение возможно следующими способами:

снижением заброневого потока осколков, возникающих при пробитии брони, при помощи локальной защиты внутреннего оборудования, боекомплекта и топлива; комбинированными сред­ствами — локальной защитой в сочетании с применением «сдающих» элементов корпуса (сбрасываемые люки, крышки и т.п.), а также повышением ремонтопригодности при поражении внутреннего оборудования. В этом случае ставится задача исключения взрыва боекомплекта или топлива и безусловное исключение детонации боекомплекта. Рассматривались также примене­ние водотопливных эмульсий, различные варианты систем ППО.

Экспериментальные исследования проводились, главным образом, на специально постро­енной отделом №43 площадке, а также при проведении испытаний в 38НИИБТ. Установлено, что поражение осколками или остатками кумулятивной струи менее разрушительное, чем при проби­тии кинетическими боеприпасами, однако может приводить к возгоранию или взрыву топлива или боекомплекта. Доказано также, что вероятность поражения боекомплекта не может быть достаточно снижена только за счет повышения противоснарядной стойкости лобовых проекций танка и размещения боекомплекта в наименее поражаемом заброневом пространстве.

Противоосколочные комбинированные экраны способны задержать осколочный поток за исключением лидирующих осколков, которые представляют собой остатки снаряда или кумуля­тивной струи, обладающие высокой пробивной способностью.

Одной из основных наработок института, реализуемых в современных проектах, является применение отсеков для топлива и боекомплекта. Эксперименты показали, что отсеки для боеп­рипасов могут защитить экипаж и предотвратить безвозвратную потерю танка при горении или неполном взрыве боекомплекта. Защитный эффект может быть повышен за счет мероприятий по отводу тепла и локальных изолирующих перегородок между боеприпасами. Выявлена также высокая эффективность применения полиуретановых баков.

При проведении работ по изучению поражающего действия боеприпасов при непробивном воздействии и пробитии брони получен исчерпывающий материал по действию осколочного по­тока, образующегося на поверхности брони и воздействующего на наружное оборудование. Под­робное изучение этого материала позволило определить характер его воздействия и разработать комплекс мероприятий по защите входных окон приборов наблюдения и прицеливания и другого наружного оборудования от осколочного потока.

Наибольший вклад в исследование процессов, разработку и реализацию мероприятий по защите объектов внесли Ю.А.Антонов, В.П.Антоновский, В.В.Аксенович, В.М.Бакшинов,

С.М.Балакин, В.К.Борзов, В.И.Вяземский, В.В.Гаюн, О.П.Гусев, А.Г.Комяженко, О.М.Лазеб- ник, С.Б.Малин, Ю.А.Михеев, А.И.Пилецкий, В.Д.Ребриков, И.Г.Сенчаков, М.Л.Степанов, В.И.Тимохин, Б.З.Шапиро, Л.И.Бабикова, С.А.Вахромова, Н.А.Соболева.

Большое внимание работе уделяли П.П.Исаков, а также М.П.Кудрявцев и В.М.Терехов (от представительства заказчика).