1. Величие фикха четырех имамов.
2. Верный путь изучения фикха.
3. Весомость мнения большинства ученых.
4. Слова «у них нет доводов, они противоречат доводам» про мнения имамов.
Говорит шейх Салих ибн Абдуллах ибн Хамад аль-Усейми,
член Комитета Больших Ученых КСА:
«Величие фикха четырех имамов отмечается с двух сторон. Первая: в том, что касается каждого по отдельности, вторая: в том, что касается их единогласия.
Что касается каждого по отдельности, то (величие) в том, что на протяжении долгих веков знание (исламского права) ограничено перенятием фикха этих четырех имамов. Ты не найдешь никого в последние времена, кто бы перенял знание правовых положений о дозволенном и запретном не посредством книг, ограниченных одним из четырех мазхабов. И нет возможности заполучить знание фикха, кроме как посредством его изучения согласно одному из точно сформулированных мазхабов фикха. И это изучение относится к положению инструментальных наук, ведь, поистине, формирование представления о рассматриваемых вопросах невозможно, кроме как глядя в книги ограниченные одним точно сформулированным мазхабом. Указал на это шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдульуаххаб в «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид». А попытки заполучить верные знания фикха без его чтения согласно одному из точно сформулированных мазхабов — это невозможно никак, это из раздела невыполнимого. Кто попробовал этот путь, тот обнаружил это. Потому что инструментарий, в котором нуждаются люди для постижения правовых положений из доводов, отсутствует у большинства из них. Естественное знание арабского и знание инструментария, служащего шариатским текстам, из которого «усуль аль-фикх», «аль-кауаид аль-фикхия», «макасыд аш-шариа», отсутствуют у большинства людей. И нет пути для познания фикха, кроме как посредством изучения фикха согласно точно сформулированному мазхабу в фикхе. Цель изучения фикха согласно мазхабу — обращение к нему за помощью в формировании представления о вопросах и их положениях. И не является целью этого, взятие его путем для поклонения, так как мы поклоняемся только исходя из Корана и сунны, однако, для достижения понимания Корана и сунны есть свои инструменты, и из них: изучение их (смыслов Корана и сунны) согласно книгам в которых собраны положения фикха. И не переставали люди быть на этом век за веком, поколение за поколением. Положение изучения этого, как уже было сказано, подобно положению инструментальных наук, посредством которых достигают познания шариатских положений.
И из продолжающихся ошибок — мысли, что ограничивающийся определенным мазхабом находится в противоречии доводам. Это — громкое обвинение. Те четыре имама не возводили свой фикх, кроме как на основании доводов. Однако взгляды на доводы различаются в их размерах, сторонах понимания и извлечения, самостоятельности и нужде в основании. И никто не должен думать, что что-либо в этих мазхабах намеревались его приверженцы (ученые) установить в противоречие доводу, однако они могли опереться на недостаточно сильный довод, который упомянули, и этот момент — то, за счет чего возможно отвергнуть (отказаться от) их слова (мнение).
А что касается слов: «То, что они сказали — нет на это довода», — то это — вид утопии (фантазии). Ведь те, о ком идет речь — большое общество проницательных представителей этой общины, ее ученых и обладателей большого ума, которые друг за другом последовательно утверждали определенную основу в определенном разделе из положений разрешенного и запрещенного. И невозможно, чтобы они, при их уме, знаниях и проницательности, объединились на противоречии доводу, однако случилось то, что доводу недостаточно сильному они отдали приоритет перед другим доводом.
Необходимо, чтобы люди знали, что ограничение фикха таким образом — это действительность, и это не должно служить причиной оставления приобретения знаний упомянутым образом.
А что касается другой стороны, а это — сторона их единогласия, то, поистине, единогласие четырех имамов в каком-либо мнении имеет великое положение. Большая часть фикха исламской общины — это то, что постановили четыре имама и их соратники. Они — это большинство исламской общины в фикхе и постановлениях. А к большинству исламской общины не годится относиться как к чему-то незначительному. Они имеют великое положение в знаниях, религиозности, фикхе (понимании религии) вместе с полноценностью в достоинствах и известностью их положения в достоинстве и благородстве, так что они стали главами в исламской общине. И пусть никто не подумает на основе того, что ему преподносят, что «с большинством не считаются» правильные слова. Эти слова отнесены не к своему месту. А если не так, то каков тогда смысл радости пророка, мир ему и благословение Аллаха, большому количеству представителей его общины в Судный день? А затем его, мир ему и благословение Аллаха, радости и радости сподвижников тому, что эта община будет большинством среди обитателей Рая? Большое количество не является безусловно порицаемым, а является порицаемым тогда, когда противоречит доводу и истине. А что касается той ситуации, когда это большое количество развивает свое знание и разрабатывает свой фикх, желая соответствия истине, то невозможно сказать: «С большим количеством не считаются».
И из известных ошибок их слова: «Кнут большинства не пугает муджтахидов». — Это — ошибка! Наоборот: кнут большинства пугает богобоязненных. Противоречие человека большинству исламской общины должно удерживать его опасением и отвращением к тому, чтобы сказать о религии Аллаха, Свят Он и Возвышен, то, что не из нее.
Сколько постановлений выпускается говорящими о вопросах фикха сегодня, что такое-то мнение — слабое, в то время как это мнение в котором единогласны четыре имама. И нет сомнений в том, что эти слова — ясная ошибка.Как может быть мнение тех, с похвалой на которых и отдачей предпочтения чьим словам о разрешенном и запретном объединилась исламская община? Однако, это может быть мнение, которое противоречит более весомому (в глазах муфтия) — это да. Ведь Аллах разделил фикх среди этой общины и не ограничил его четырьмя имамами. И возможно встретить мнение, которое за пределами мнений четырех имамов и является правильным. Наши слова «за пределами мнений четырех имамов» значат: за пределами того, на чем устоялись их мазхабы. А то, чтобы такое мнение вообще не присутствовало в их мазхабах, то это что-то маловероятное, или исключительное. Ты не найдешь постановления, отнесенного к какому-либо из почитаемых имамов, которое невозможно было бы найти в высказываниях по вопросам фикха у ханафитов, или у маликитов, или у шафиитов, или у ханбалитов.
Затем, еще нужно обратить внимание на то, что познание фикха четырех имамов — дело не настолько доступное. Многие люди обращаются за передачей фикха четырех имамов к книге «аль-Маджму» ан-Навави (тут шейх оговорился, сказав «аз-Захаби»), или «аль-Мугни» Ибн Кудамы, или «ат-Тамхид» Ибн Абдульбарра, или «Фатх аль-Кадир» Ибн аль-Хумама. Четырем имамам уделяется первостепенное внимание в четырех мазхабах, однако, когда передают их мнение, могут передать не то, на чем устоялся их мазхаб. И если Ибн Кудама передает мазхаб Ахмада согласно тому, что принято у средних поколений ученых мазхаба, а не согласно тому, на чем устоялся мазхаб, то как тогда с его передачей мнений других мазхабов. Однако, для познания фикха четырех имамов следует обращаться в каждом мазхабе к тем книгам, на которых устоялись позиции правоведов мазхаба».
________________
Источник и ролик с оригиналом аудио и русскими субтитрами: https://muntaqa.info/velichie
Подписаться на обновления в твиттере: https://twitter.com/muntaqa_info
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot