Марк Шассиллан
Американская армия и корпус морской пехоты не заставили себя ждать, публично представив сведения, касающиеся технического состояния наземной техники, использованной во время второй войны в Заливе.
В частности, отдел, работающий над программой М-1 под руководством подполковника Ловэ, представил основательный детализированный доклад об уроках, полученных американским танком в бою. Служба связи отдельно от MEF составила рапорт о результатах боев и состоянии техники морской пехоты США (USMC). В статье представлен анализ первых поступивших данных.
В то время, когда американская армия вступила в бой и надеялась на успех благодаря современным системам вооружения, роботам и легким платформам, опыт, полученный во время афганских и иракских конфликтов, позволяет признать приемлемое качество этих новых образцов, изготовленных с использованием специальных перспективных материалов.
Решающий вопрос защиты
На 23 танка М-1 и боевые машины пехоты "Брэдли", уничтоженные иракскими снарядами, приходится 15, пораженных РПГ. Это еще раз подтверждает неравномерность "поражающей" нагрузки в подобных конфликтах.
Ни один член экипажа 15 машин – 9 танков М-1 и 6 БМП "Брэдли", несмотря на пробитие брони, не был убит, было ранено только 4 человека.
Легкость потерь объясняется тем, что РПГ-7 может пробить только слабозащищенные зоны, такие как, МТО, шасси, топливные баки или фальшборта.
Удача в таком случае значит много. Осознание уязвимости брони на корме и бортах танка ставит перед американской армией задачу усиления защиты.
Тут же стоит заметить, что большинство танков было потеряно в результате возгорания. Один из танков был подбит после того, как в навесное оборудование, расположенное на башне (слабое место брони), попал снаряд. Двигатель другого загорелся, поскольку канистры с маслом, установленные на внешней стороне башни, были пробиты.
В один из танков попал зажигательный снаряд, экипаж покинул машину, а авиация выпустила по ней две баллистические ракеты Maverick.
Три танка М-1 четвертого батальона 64 бронетанкового полка были поражены в результате стрельбы из 30-мм автоматической пушки иракской БМП-2. Снаряды повредили (сделали вмятины) лобовую броню танков.
Совсем другой сценарий был предложен для танка роты "В" третьего батальона седьмой бригады, его кормовая часть была изрешечена снарядами калибра 25 мм с урановым сердечником во время ночного боя возле Наджафа. Пробоины на корме и в МТО привели к остановке танка. Несколько 120-мм снарядов в отсеке для боеприпасов сдетонировали, но защитный экран сыграл свою роль, и сила взрыва была невелика. К сожалению, экипажу пришлось эвакуироваться.
Налицо недостаточная стойкость кормовой брони танка (толщина с палец), являющаяся причиной опасений американских военных, стремящихся учесть это при создании FCS будущего и приблизиться к "защите 3D".
В заключение нужно отметить, что по каждой из двух пораженных БМП "Брэдли" был нанесен удар из трех РПГ-7, все это похоже на чеченский сценарий "ловушка РПГ", когда машина обстреливается сразу несколькими стрелками.
Сейчас стало известно, каким образом британская сторона потеряла "Челленджер 2" и его экипаж. Танк находился возле двух таких же танков, и производилась перегрузка боеприпасов из одной машины в другую для уравновешивания их количества. Экипаж находился возле кормы и занимался починкой гусениц. Опасность возникла внезапно, когда экипажи других "Челленджеров" заметили иракские танки. По ним было выпущено два бронебойных снаряда, провоцируя их на первые выстрелы. Третья машина превратилась в мишень, по утверждению свидетелей, снаряд пробил башенный люк! То, что произошло в следующий момент, напоминало банальную историю с пиротехникой…
Огневая мощь
Из-за возрастающей стойкости брони американские танки начали применять кумулятивные боеприпасы типа HEAT и MPAT*) (многоцелевые противотанковые снаряды) против бункеров и других оборонительных сооружений.
Количество иракских танков, встретившихся с американскими войсками, резко сократилось благодаря точным попаданиям американских снарядов. В большинстве случаев речь шла о стрельбе, как мере предосторожности, поскольку экипажи малочисленных Т-72 и Т-55 бросали свои машины. Только британцам досталась "привилегия" провести настоящий бой с колонной Т-55 около Басры. Дело было решено в течение нескольких минут благодаря танкам "Челленджер 2" соединения Royal Scots Dragoon Guards.
Боевые машины пехоты продолжали продвигаться к иракским позициям, расположенным в городе. Недостаток в боеприпасах фугасного действия ощущался достаточно сильно, особенно у британской стороны, у машины Warrior с 30-мм пушкой Rarden. Эти аргументы нужно учитывать при установке 40-мм автоматической пушки на модернизированную (о программе FRES) машину Warrior.
Морская пехота ощущала недостаток в боеприпасах калибра 12,7 мм для пулеметов на танках М-1. Это потребовало существенных расходов. Стандартный магазин на 100 патронов пустел очень быстро. К тому же, перезаряжание пулемета, расположенного на крыше башни, операция достаточно рискованная. Тот же недостаток и у пулемета калибром 7,62 мм и его магазина. В настоящее время предлагается использовать защитный экран, подобный установленному на БТР М-113, применявшемуся во Вьетнаме.
Подвижность
Как и во время первой войны в Заливе конструкция танка М-1 показала себя недостаточно прочной. В частности, опорные катки № 2, 3 и 5 и их оси оказались неисправными по причине разрывов, износа и поломок. Материал, слишком большая масса танка, плохое распределение масс – все эти параметры нужно проанализировать.
Несмотря на технические проблемы (в частности у М-1), гусеничный движитель показал себя наиболее приспособленным для действий бронированной техники при имеющемся состоянии грунта и возможных препятствиях.
Морская пехота США вполне удовлетворена результатами испытаний новой БРЭМ М-88 А2 Hercules. К сожалению, их численность недостаточна. Две БРЭМ на батальон – это минимум для того, чтобы проводить эвакуационные и ремонтные работы во время проведения боевых операций или нападения противника. Все это подтверждено на израильском опыте, когда на каждый батальон **) приходилось по две машины. М-9АСЕ – превосходный тягач, но он недостаточно мобилен, чтобы сопровождать танки М-1.
*) Снаряды MPAT причиняют экипажу некоторое беспокойство. На самом деле, боевой снаряд, находясь в каморе в течение нескольких часов, плотно прилегает к стенкам, а затем с большим трудом извлекается оттуда. Чтобы освободить камору и пушку от снаряда, экипаж должен произвести выстрел.
**) Напомним, что во время арабо-израильской войны Tsahal удалось сохранить большое количество танков благодаря использованию БРЭМ, позволяющих быстро отремонтировать поврежденный танк. Некоторые танки приходилось ремонтировать по пять раз.
Marc Chassillan
Premiers enseignements techniques sur les opérations en Irak
RAIDS, aout, 2003.