В мире
Люди, далекие от Колумбии и всего, что с ней связано, сильно радовались, когда местное правительство заключило мир с ФАРК (Революционные вооруженные силы Колумбии) – повстанцами марксистско-боливарианского толка. Партизанами, короче говоря, бородатыми Че Геварами, возглавляет которых товарищ по кличке Тимошенко (не в честь Юлии названный, а в честь советского маршала).
Прелюдия была такая: правительственные войска при поддержке американских спецслужб и спецподразделений, а также используя штатных киллеров «Моссада», всячески мешали ФАРК мирно воевать за коммунизм, разоряя базы партизан в том числе на территории сопредельных государств и убивая одного их лидера за другим (Мануэль Маруланда, Рауль Рейес, Альфонсо Кано). Родриго Лондоньо Эчеверри, который Тимошенко, видимо, не захотел быть следующим и пошел на переговоры, а затем – на сделку, став даже номинантом на Нобелевскую премию мира.
Был подписан договор, ФАРК сложили оружие и легализовались в оппозиционную политическую силу. Голубь мира вылетел из дула автомата и, теряя перья, устремился в безоблачную высь. Но там, сука, облаков-то еще куча.
Дело в том, что всем в Колумбии заправляют наркотики, то бишь наркокартели – Медельинский, Калийский, Северной долины и т.д. Хотя не совсем так, схема чуть более сложная. Заправляют те, кто контролирует картели. Знаменитого Пабло Эскобара, главу Медельинского картеля, достали в свое время как раз потому, что он хотел быть местным королем и почетным святым в одном флаконе, никому не подчиняясь. Он, кстати, поддерживал то ФАРК, то правительство – в зависимости от ситуации. В итоге плохо кончил.
Правительство и армия зависят от наркотиков, потому что коррупция. ФАРК зависели от наркотиков, потому что надо же на что-то жить в сельве и питать марксистские идеалы. А сами наркобароны через подставных лиц и напрямую организовали так называемые «парамилитарес» - типа народные дружины, обороняющие частную кокаиновую (сорян, кофейную, бамбуковую и прочую) собственность от наглых бандитов-геррильос, партизан то бишь. Зачастую парамилитарес выступали совместно с правительственными войсками в антипартизанских рейдах. Их же власти использовали для разного рода провокаций – устройства терактов с последующим разбрасыванием листовок ФАРК.
В общем, ФАРК сдались. В стране, где признают только силу, этим мирным договором можно подтереться – Тимошенко с приближенными выторговали себе светлое оппозиционное будущее, а рядовых партизан и командиров среднего звена по всей стране начали отлавливать и жестоко казнить все те же парамилитарес, которые чхать хотели. Им важна не столько мстя, как таковая, сколько перераспределение контроля за наркотрафиком, которое неизбежно после ухода с рынка десятитысячной вооруженной мини-армии. Степень жестокости выросла в разы, хотя, казалось бы, куда уж больше. Отрубленные головы, руки-ноги – норма нынешней провинциальной жизни Колумбии.
И вот мировые СМИ сообщают: в Колумбии опять неспокойно. На тропу войны вышла Армия национального освобождения. Кто такие? Это, собственно, вторая после ФАРК старая добрая левацкая группировка, чуть меньшая по размеру и, соответственно, менее заметная для непосвященных. Худо-бедно семь-восемь тысяч бойцов у нее имеется. До поры до времени они сидели по лесам и наблюдали картину – как доверчивым фарковцам рубят головы. Ну и сделали соответствующие выводы.
Теперь парамилитарес менее безнаказанно, а оттого еще более озлобленно будут гонятся за партизанами или под видом партизан отбирать последнее у мирного населения. Правительственные войска возобновят рейды, ЦРУ начнет слать шпионов в сельву, «Моссад» отзовет пару-тройку специалистов с Ближнего Востока.
При этом, заметьте, никто не объявляет войну наркокартелям. Потому что нет задачи бороться с наркотрафиком, есть задача его контролировать.
В России
В России сейчас в полном разгаре холивар по поводу «Движения вверх». Для тех, кто в танке – фильм про знаменитые «три секунды», победу сборной СССР на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года. Речь о баскетболе. Вообще, «Движение вверх» - это своеобразное продолжение «Легенды №17». Михалковская студия за государственные деньги делает нам патриотично на тему спорта – сейчас снимается фильм о Льве Яшине, думаю, дело дойдет и до волейбольных финалов: женского в 1988 году в Сеуле и мужского в 2012 в Лондоне.
Основные претензии: получился фильм-клюква, где факты перевраны, баскетболисты козыряют данками (коих в те времена на площадках не водилось), Паулаускас рвется на Запад, Александр Белов почти при смерти и т.д. Не было такого! Хорошо, не было. Теперь смотрим на сборы: 1,5 млрд. руб. за две недели. «Легенда №17» не дотянула, кстати, до миллиарда. Коммерческий успех очевиден. А основан он на том, что фильм «зашел» зрителю.
«Спасти рядового Райана» тоже зашел. Блокбастер, мировой шедевр, Америка победила фашизм. Давайте там пороемся в анналах на предмет исторического соответствия. Возьмем «Гладиатора», где римский полководец низведен до раба на арене – есть там историческая правда? «Адмирал» про Колчака – так все и было? Ну, тыкайте практически в любой «исторический» фильм – получите клюкву. И что?
Мне кажется, важно понимать, для чего снимаются эти фильмы. Они снимаются для зрелища, которое приносит деньги. Коммерческий проект. В случае с «Движением вверх» - еще и патриотический, духоподъемный, государственные средства потрачены целенаправлено. Не все же нам за бравых америкосов радоваться. Эффект достигнут? Да. Зрители плачут. Возможно, теперь многие из них возьмутся за первоисточники, чтобы узнать более детально, как все было на самом деле. А главное – поведут своих детей в секции.
Важно, кстати, что участники тех событий – Иван Едешко, Алжан Жармухамедов, тот же Модестас Паулаускас – одобрили картину, признавая все ее неточности. Так или иначе, все они выразили одно и то же: если бы фильм снимался в строгом соответствии с реальными событиями, смотреть было бы не так интересно. Легенда, собственно, никогда не живет в рамках исторической достоверности, у нее другая задача и другие законы существования, будь она №17, 18 или 28. А легенда это или клюква – решает коллективное массовое бессознательное. Пока что я вижу, что это легенда.
В Минске
Минское метро рассказало о загрузке станций в 2017-м. Все, в принципе, предсказуемо: наиболее востребованы конечные пункты, где осуществляется пересадка граждан из пригородов плюс мощный «спальный» трафик («Каменная Горка», «Уручье», «Малиновка», «Могилевская») и центральные («Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа», «Академия Наук», «Немига»). Парадокс, но среди лидеров нет «Октябрьской», а «Купаловская» и вовсе одна из наименее посещаемых! Секрет в методике подсчета: трафик отслеживает вход-выход, не учитывая пересадочный поток, который, конечно, помощнее Нурекской ГЭС будет.
В связи с этим хочу сказать, что введение первой очереди третьей линии станет очевидным провалом городского планирования, все новые станции заведомо будут в конце «загрузочного» списка. Второй пересадочный узел на вокзале, в теории, должен разгрузить «Октябрьскую»-«Купаловскую», но не справится с задачей – потокам просто некуда двигаться. Единственное направление – через недостроенный массив на месте аэропорта в Курасовщину, где живет заметно меньше людей, чем в том же Зеленом Лугу.
Я не очень понимаю, почему не оттуда (из Зеленого Луга) начали тянуть ветку, раз уж так приспичило. И почему ее не протянули в ту же Серебрянку, или, по Маяковского, в Лошицу. Выбрали, на мой взгляд, самое неперспективное направление! Хуже только метро до Новинок. Я все сказал.
В Сургуте
В Сургуте прокуратура по мотивам визита блогера Глинских к заммэра Меркулову поставила точку в дискуссии о том, можно ли гражданину, пришедшему на прием к чиновнику, снимать беседу на камеру. Прокуратура сказала – можно, есть такое право у гражданина. А чиновник, будучи существом ответственным и публичным, ответственным перед этой самой публикой, должен забыть про приватность личной жизни на рабочем месте (как и частной своей собственности) и быть добр осуществить свою функцию даже под дулом видеосъемки.
Значит ли это, что теперь толпы трудящихся (а гаджеты-то у всех под рукой!) ломануться видеофиксировать свои беседы с ответственными лицами? Знаете, а было бы неплохо. Вот, например, наличие видеорегистраторов в автомобилях резко повысило культуру общения с инспекторами ГИБДД. Особенно если учесть, что и они сами все контакты с автомобилистами пишут. Давайте писать друг друга! У врачей, у завучей школ, у чиновников собеса и т.д.
Вас ведь предупреждают по телефону, что «в интересах повышения качества обслуживания разговор записывается»? В МФЦ говорят, что «ведется запись»? Давайте дублировать – на всякий случай. Ибо сказанное слово – не воробей, особенно когда эта птица задокументирована. Да, возможны провокации. Да, полезут тролли – я их по работе в редакции насмотрелся и наслушался. Но ведь как-то мы с ними справлялись! Оттачивали ораторское мастерство. Держали себя в руках. Закалялись, как сталь. Вот и вы попробуйте.