Найти тему
Красный сион

Что из себя представляет человек советский и российский – основные черты

Когда пытаются определить основные черты человека советского, дореволюционного, или современного россиянина, часто разделяют три этих типа так, будто бы они не связаны историей. На мой взгляд, это неправильно. Советский человек – суть производное от дореволюционного российского. Всё плохое в советском от того, что с ним слишком быстро провели модернизацию, вырвав его из крестьянской общины и отправив жить в чужой, враждебный город. И хорошее – тоже из той общины.

А те, кто ратует за отдельного "советского" человека, напоминают академика Лысенко: мол, из любого биологического организма можно за короткий срок "воспитать" новый вид. То есть советским селекционерам надо вручать Нобелевскую премию по биологии, что за 1-3 поколения воспитали новый вид человека. Но нет, такого не бывает. Советский человек – продолжение дореволюционного.

 Кадр из фотопроекта Карла Де Кейзера «Хомо советикус». Санкт-Петербург, 1989 г.
Кадр из фотопроекта Карла Де Кейзера «Хомо советикус». Санкт-Петербург, 1989 г.

Как известно, до Революции 80% населения составляли крестьяне. Ещё 10% полукрестьяне – рабочие и мещане, у которых наряду с городским заработком был ещё побочный и сельский. Грубо говоря, муж работал на заводе, а жена содержала корову, огород и сад. Даже в Москве до 1960-х где-нибудь в Лианозово или Тёплом Стане люди вели такой образ жизни.

Здесь легко ошибиться и вывести образ эталонного дореволюционного русского из оставшихся 10% населения. А именно они в наибольшей степени были выбиты Революцией, Гражданской войной и репрессиями. И преобладающим типом стал – крестьянский. Ну или посадский (человек в переходе из крестьянина в горожанина).

Какие основные черты русского крестьянина, которые являются преобладающими и у нынешнего российского человека?

Москва в 1960-е гг. Фото: Дин Конгер
Москва в 1960-е гг. Фото: Дин Конгер

1) Уравниловка. 400-500 лет жизни в крестьянской общине наложили отпечаток на менталитет россиянина. Отсутствие частной собственности на землю, круговая порука, общинные работы. Община избавлялась от "слишком умных и деловитых" ("кулак-мироед" представлялся большей опасностью, чем помещик; мироеда жгли, заставляли уходить на выселки, сами они уезжали из деревни по столыпинской реформе). И от самых "глупых и девиантных" - сдавали в рекруты, изгоняли из общины.

2) Низкий уровень доверия отличает эталонного россиянина. Но это - к чужим. К семье, к ближнему кругу у россиянина вполне нормальный уровень доверия. Таковым он был и у общинного крестьянина. Подчас за всю жизнь крестьянин не видел и десятка чужих людей. Весь круг его общения вне общины - священник, помещик, урядник, изредка чиновник из города. Врач и учитель, появившийся в конце 19 века, уже вызывал настороженность. Врача могли избить и убить, считая, что он напускает холеру и голод.

Остальные чужаки вызывали закономерное подозрение. В глухой деревне это был потенциальный разбойник, цыган-конокрад или шайка дезертиров. От чужого крестьянин почти никогда ничего хорошего не видел.

Дегунино, 1960-е гг. Фото: Илья Дьяков
Дегунино, 1960-е гг. Фото: Илья Дьяков

3) Жизнь без государства (и без города). Хозяйство крестьянина было натуральным или полунатуральным, в город (правильнее взять его в кавычки, для большинство это был уездный "город" с полусельским образом жизни; но там была ярмарка и рынок) почти не отлучался. Государство для крестьянина выражалось в отдаче сыновей в армию и вере в царя. Больше ни плохого, ни хорошего от государства он не видел. Какая-то волокита шла через помещика - он и был их властью, или через сельского старосту. Суды были свои же, сельские.

Отсюда и сегодня у среднего россиянина доверие только к президенту (царю), все остальные институты (СМИ, парламент, суды и пр.) пользуются тотальным недоверием.

4) Неспособность к регулярному труду. Исходит из сельского графика: 5 месяцев адской работы (май-сентябрь), 7 месяцев лежания на печи. Достаток крестьянина выражался не в материальном благополучии (частной собственности на землю всё равно нет), а в уменьшении ломовой работы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram – там мы пишем чаще!