Автор: Николай Соснов
Каждый год сотни тысяч выпускников сдают Единый государственный экзамен — пресловутый ЕГЭ. Вместе со школьниками ЕГЭ сдают и их родители, бабушки с дедушками? зачастую дяди и тети. ЕГЭ — существенное напряжение семейного бюджета и тяжелый стресс для участников и «болельщиков». Причем родители экзаменуемых переживают за результат часто сильнее, чем дети.
Я не репетитор, но ежегодно двое или трое знакомых просят меня советами помочь им самим и их детям подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию, а также выступить своеобразным тренером. Результаты хорошие, не ниже 80 баллов. Вот и теперь я помогаю Алексею, племяннику моей приятельницы. Также много вопросов по ЕГЭ поступает от школьников на почту или с рекомендательных сервисов. В этот раз решил не ограничиваться личными консультациями, а поделиться «техподдержкой» в открытом режиме со всеми желающими через журнал Покет-Бук. Почему? Потому что глубоко убежден, что ЕГЭ это зло, а зло должно быть побеждено, то есть экзамен нужно сдать и сдать на «отлично».
Я уже 7 лет занимаюсь правозащитной деятельностью в проекте «Гражданская инициатива за бесплатное образование», консультирую по вопросам соблюдения прав на ЕГЭ около сотни человек в год и поэтому обладаю редчайшей возможностью видеть весь процесс ЕГЭ одновременно изнутри и со всех сторон (школьников, родителей, учителей, репетиторов, чиновников и т. д.), в то же время оставаясь вне схватки и над ней, а значит, сохраняя некоторую степень объективности. Учителя и репетиторы помогут подготовиться по предметам, психологи надают полезных рекомендаций, а я в своих статьях расскажу о малоизвестных аспектах ЕГЭ и развенчаю некоторые мифы, дам советы по организации подготовки и консультации по защите прав в неприятных ситуациях. Проблемы мотивации и борьбы со стрессом тоже затрону. В общем, выступлю не только помощником, но и персональным тренером для Алексея и одновременно для всех, кто испытывает какие-то проблемы с ЕГЭ. Надеюсь, будет интересно не только выпускникам, но и тем, кто собирается сдавать ЕГЭ в ближайшие годы, а также родителям.
Сейчас эпопея ЕГЭ 2018 года вышла на финишную прямую. Великое многолетнее приключение (или злоключение, уж кому как больше нравится) подходит к своей кульминации. ЕГЭ это, как правило, первое действительно значимое испытание для вступающего в жизнь молодого человека. От ЕГЭ в известной степени зависит будущее выпускника, его последующее образование. Перефразируя поговорку: как сдашь ЕГЭ, так и будешь дальше учиться. Соответственно, готовиться к ЕГЭ необходимо серьезно и по-взрослому.
В этой статье рассмотрим базовую проблему — как правильно организовать процесс подготовки в целом. Не секрет, что определенная часть выпускников как раз в последние полгода и начинает по-настоящему готовиться к экзаменам. Для них мои лайфхаки будут особенно эффективны. Тем, кто уже выстроил режим подготовки или готовится хаотично и как попало, тоже не поздно задуматься о внесении корректив в устоявшуюся рутину.
Итак, 4 простых правила организации подготовки к ЕГЭ:
1. Определитесь с точной целью. Натаскивание ума и сердца на ЕГЭ по конкретным предметам дело многих месяцев и лет. Чем раньше Вы сформулируете свой выбор будущей профессии и нацелитесь на конкретные вузы, тем легче пойдет процесс подготовки.
Типичные ошибки целеполагания при подготовке к ЕГЭ:
а) Сдавать что полегче и поступать куда получится.
В роли «что полегче» обычно выступает обществознание. Почему-то из года в год именно этот предмет кажется ленивым школьникам (а их большинство) самым легким. А вот и никакой он не легкий! Не верите профессионалу — поверьте статистике. На ЕГЭ-2017 наибольший процент заваливших экзамен показали биология, химия, математика и...обществознание. На ЕГЭ-2016 обществознание вообще очутилось в тройке сложнейших предметов. К слову история тоже не самый легкий предмет, поэтому выбирать эту гуманитарную пару следует, только если железно решили поступать туда, где они действительно требуются.
Но даже если все «прокатит», и выпускник с радостью станет студентом какого-то там факультета некого случайного вуза, поверьте почти всегда такой подход не приносит ничего хорошего. Учиться наш студент наверняка будет как попало, получит троечный диплом, с которым его жизнь может сложиться хорошо или плохо, однако, высшее образование на это никак не повлияет. Выбор «чего полегче» и «куда получится» это инфантильный поступок незрелого подростка, к полноценной взрослой жизни готовиться даже не начавшего. Спрашивается, зачем учиться в старших классах и страдать, сдавая ЕГЭ? Не лучше ли идти в ПТУ после получения основного общего образования?
б) Метания между многими целями. Выбор будущей специальности, конечно, дело сложное и ответственное. Далеко не каждый взрослый способен с ним справиться, что доказывают примеры родителей, навязывающих детям собственные нереализованные в молодости мечты или требующие получить престижную и денежную профессию в ущерб желанию ребенка быть вероятно бедным (но всегда счастливым) художником или скульптором. Опытному человеку нелегко выбрать, а каково юному! Метания между инженерным и театральным, особенно свойственные барышням, некоторое время допустимы, но все-таки однажды надо взять себя в руки и твердо сказать: хочу быть математиком (историком, физиком, экономистом и т. д.). Определившись с целью, будет легче готовиться к ЕГЭ. Иначе, зубря сегодня литературу, а завтра географию, выпускник рискует совсем не стать первокурсником. Десятки тысяч школьников ежегодно проваливают ЕГЭ, среди них немало тех, кто вовремя не остановился в переборе вариантов.
Итак, Вы должны точно знать Кем станете и в каких вузах станете этим Кем. Лучше нацелиться сразу на ряд смежных специальностей в нескольких вузах, так повысятся шансы на поступление.
2. Поставьте правильные задачи.
Правильная задача — это решаемая задача. Решаемая задача — это задача, для решения которой имеются силы, средства и мотивация. Например, задача за год превратиться из троечника в гуру алгебры и пробить головой потолок в 100 баллов, заставив специально для Вас учредить Нобелевку по математике, как правило, нерешаема (бывают и исключения). А вот задача усердными занятиями закрыть слабые места по конкретному предмету, решаема вполне.
К чему это я? А к тому, что надо оценивать себя трезво и адекватно. Если требуется усиленная специальная подготовка к ЕГЭ, это почти всегда означает, что школьник предмет назубок не знает, а значит не любит или любит не самозабвенно. Никаких сил не хватит ему, чтобы натаскать себя на 100%. Поэтому ни в коем случае не следует отрабатывать шаблон. Вместе с предметником и (или) репетитором или сами фиксируем наиболее проблемные места и накачиваем в первую очередь их. Например, мой подопечный Алексей отлично ориентируется в исторических явлениях и анализирует процессы, при этом у него плохая память на цифры и длинные ряды однотипных данных. В датах событий и персоналиях он слегка путается, а это на ЕГЭ по истории гарантирует полный швах, да и для будущей учебы на истфаке плохо. Зато мотивация стать археологом у Алексея космически запредельная. Значит, в первую очередь рекомендую эффективные упражнения на развитие мнемоники и зубрежку хронологий и династических списков. Остальное для нас на втором месте.
3. Составьте план-график.
«Горю! До экзамена два дня, а я не знаю это, и то не умею, а это вообще не могу решить!».
Подобные крики души раздаются не только от подгулявших студентов во время сессии, но и от школьников перед ЕГЭ. Особенно часто срыв подготовки из-за нехватки времени случается у тех, кто занимается самостоятельно. Репетиторы, как правило, грамотно распределяют усилия на марафонской дистанции по этапам и способны предотвратить «внезапные» провалы. Другое дело, при самоподготовке. Крайне важно составить грамотный рабочий календарь и привязать осваиваемые блоки знаний к датам дедлайна. Например: к 1 марта мы с Алексеем должны закончить Россию восемнадцатого века. Это не значит, что мы потом напрочь позабудем про Петра Первого и Екатерину Великую. Мы еще не раз все про них повторим, но необходимый фундамент будет заложен к 1 марта и ни днем позже.
План-график отлично работает при самоподготовке по любым предметам. Одну из последующих статей я обязательно посвящу конкретным методикам выстраивания таких планов-графиков на примере истории и обществознания.
А сейчас четвертый и важнейший лайфхак. Без него от трех первых толку не будет.
4. Правильный отдых.
Как уже говорилось выше, ЕГЭ — то самое испытание, на котором молодой человек впервые может проверить себя во взрослой жизни. Не зря в старину выдаваемый по итогам экзамена документ именовали «аттестатом зрелости». Не только ум, но и характер нужно развить для успешного прыжка через барьер ЕГЭ. Зрелость человека проявляется в том числе в умении мотивировать себя (а затем и других) на борьбу за достижение цели, а также во владении собой, то есть в самодисциплине, столь необходимой для жизненных сражений.
О мотивации и самодисциплине при подготовке к ЕГЭ более подробно в другой раз, а сейчас коснемся лишь одного аспекта проблемы — как правильно организовать отдых во время интенсивной подготовки к ЕГЭ.
Несомненно, у каждого из сотен тысяч сдающих ЕГЭ найдется собственный рецепт правильного отдыха. Я и не собираюсь навязывать конкретные формы убивания свободного времени. Речь лишь об основных принципах организации отдыха.
Отдых должен стать органичной составной частью учебной подготовки, то есть, отдыхая, школьник восстанавливает силы, прочищает голову и снимает нервное напряжение.
Типичные ошибки организации отдыха при подготовке к ЕГЭ:
а) Вообще не отдыхать.
Есть несчастные ученики, которых понукания родителей к непрерывной учебе, порой доводят до психушки или даже до суицида. Я не преувеличиваю. Бывает, что и школьник зубрежкой сам загоняет себя даже не в состояние ботаника, а прямо в растительное существование. Естественно, встречаются уникумы, радостно и плодотворно отдыхающие от уравнений с романом Льва Толстого в руках, но все-таки большинству школьников требуется иной отдых, свободный от чрезмерных интеллектуальных усилий. Молодости свойственно двигаться и веселиться. Нельзя лишать детей движения и веселья и не только потому что это аморально и безнравственно, а потому что это попросту неэффективно. Клячи неспособны на умственную работу.
б) Отдыхать, уставая еще больше.
Чрезмерные физические нагрузки, нарушение привычного режима дня и потеря ориентации во времени — вот главные враги школьника в период отдыха.
Отдых должно нормировать так же, как и учебную работу. Делать это нужно мягко. Нельзя устанавливать заранее жесткие границы типа «я отдохну три часа». Лучше так: «отдыху будет посвящен этот вечер». Ни в коем случае над отдыхающим не должен стоять родитель с секундомером. Выпускник без пяти минут самостоятельная личность, пусть сам себя контролирует, а родитель пусть ненавязчиво приглядывает за чадом, готовый в любой момент протянуть руку помощи (шалопая, впрочем, иногда стоит и ухватить этой рукой за шкирку).
Отдыхать надо активно. Однако, не стоит рассматривать регулярные ночные кутежи как отличную возможность совместить приятное с полезным. Куда лучше спорт и турпоходы, но и тут обойдитесь без фанатизма, особенно без чреватого травмами экстрима. Травма — сама по себе штука мерзкая, а в финальный период подготовки к ЕГЭ способна породить целую кучу дополнительных неприятностей.
Опаснейшим убийцей времени при подготовке к ЕГЭ являются компьютерные игры. Да простят меня здравомыслящие геймеры! К сожалению подростки очень часто настолько увлекаются той или иной игрой, что теряют всякие остатки самоконтроля. Родители при этом не всегда способны распознать и победить врага, не разрушив нормальных отношений с ребенком. Сынок сидит себе за компом в наушниках, никого не трогает, ну и гора с плеч, усталых после трудового дня. Приходит день ЕГЭ и пожинаются горькие плоды невнимательности.
Компьютерные игры вредны для отдыха в период подготовки к ЕГЭ еще и тем, что вместо расслабления напрягают мозг и тело. Игроку приходится прикладывать умственные и физические усилия, в итоге из игры он выходит не отдохнувшим, а разбитым. Поэтому одним из условий, которые я ставлю моим подопечным, всегда является строгое ограничение игровой активности. Вот и Алексей обещал мне играть очень мало и только в исторические стратегии:)
Итак, ключевыми принципами верной организации подготовки к ЕГЭ являются четкое определение цели, грамотная постановка задач, эффективный план-график освоения материала и правильный режим труда и отдыха.
Подпишитесь на канал Покет-Бук, чтобы не пропустить дальнейшие мои статьи о ЕГЭ.
Понравилась статья? Поддержите публикации Николая Соснова переводом с пометкой "Для Николая Соснова".